Замечать искусство даже на мусорке и создавать шедевры практически «из ничего». Для этого нужен талант, и Полина Дамм-Ахметова им обладает, поэтому и стала героиней нашего проекта «Необыкновенный человек». Полина – художник-бутафор, декоратор в зрелищном центре «Аэлита», а еще умеет рисовать световые картины. О том, чем могут быть интересны свалки за городскими театрами, как создать настоящие крылья, и как нарисовать фонариком целую историю – читайте далее.
Побоялась выйти со спектаклем, так что на дипломе проектировала баню
Чтобы заниматься художественной деятельностью, этим надо «гореть с детства». В Полине эту тягу заметили родители: девочка проявляла к материалам и краскам большой интерес. Девушка отдали в художественную школу, хвалили за достижения в этой сфере и даже настояли, чтобы она получила высшее образование и не останавливалась на среднем. Хотя изначально папа хотел, чтобы дочь стала медиком.
«Это не столько профессия, сколько призвание. Я с детства занималась всем, из чего можно собирать штуки художественные. Рисовать люблю и любила, но именно физическое, объемное, из пространства собранное, вылилось в то, что я делаю сейчас – декорации», – рассказала Полина.
7 лет обучения на дизайнера увенчались дипломным проектом… бани. Хотя на преддипломной практике в ТЮЗе Полина создавала детский спектакль. Призналась: не рискнула выйти с ним на защиту, так как побоялась критики со стороны преподавателей. Зато знания пригодились в будущем и определили направление работы.
Сделаешь кубик простой… Прибегают актеры: «Мы столько с ним сделали!»
«Огромные крылья», сказала Сюзи, «Корабль» сказала Элен. И все это Полина может сделать из подручных средств. Девушка 4 год работает в зрелищном центре «Аэлита», где украшает сцену, сотрудничает с разными театральными группами, режиссерами, томскими вокальными и танцевальными коллективами.
«Это всегда контакт с режиссером, разные площадки, сцена. Например, тут молодой режиссер работает, девушка очень активная, вечно танцуют и играют с детьми – значит, нужна куча игрового реквизита. В малом зале совсем другая атмосфера. А во дворе можем сделать зимой сцену из снега. Танцевальный спектакль у нас Ксюша Маслова делает – они с такими материалами работают, что мне вообще не близки. Особенно когда речь о работе с пластикой и телом. Я вообще не танцор ни разу, мне приходится это прочувствовать, прожить, как они», — поделилась Полина.
Декоратор – это не только про краски и ткани, но еще и про лобзики и шуруповерты. Сейчас у Полины есть помощник в этом деле, а раньше всю «мужскую работу» выполняла сама. Также задача придумать технологию (создать те же огромные крылья), реализовать идею, и здесь чем ближе к дедлайну, тем гениальнее получится результат.
«Отдельный прикольный момент – как они реагируют на те вещи, которые ты сделал. Кубик, например, простой. Прибегают актеры и режиссеры с такими глазами круглыми: «Господи, это так гениально, мы с этим то-то и то-то придумали, целая сцена на этом кубике держится». Потом еще зрители восхищаются. Я сама еще не совсем поняла, как это работает. Видимо, надо через какой-то центр проводить внутренний», — признается Полина.
Находить искусство на помойке – это тоже не фигура речи. Так, например, именно на задворках одного их городских театров Полина отыскала актеров (так она называет кукол-марионеток) спектакля «Котлован» Романа Виндермана. Куклы остались практически в первозданном виде, только свечу в руках ангела заменил Чупа-чупс по совету сына Полины.
«Это не мусор, а искусство. Когда подбираешь кукол с помойки, на этом нельзя заработать. Но я работаю здесь, меня иногда приглашают оформить спектакль посторонний. Был опыт еще в томском кино, для них делала маски», — рассказала Полина Дамм-Ахметова.
Вместо кисти – фонарик. О световых картинах
Однако создать красоту Полина может и вообще без материалов. Нужны только свет и специальное люминофорное полотно. С их помощью девушка создает световые картины, причем может нарисовать такую за несколько минут.
«Я после института сказала: никаким художником я не буду, никаким дизайнером тем более. 10 лет крутила огнями, занималась огненным, световым шоу и осваивала эти технологии. И вот тут начала думать о том, что было бы прикольно сделать рисунок светом. И пока я так думала – оказалось, что так уже и делают, и я это не из воздуха взяла. Сначала получалось плохо, а меня же научили критично относиться к своей работе. И я не решалась сама рисовать несколько лет, это делал кто-то. А потом, когда оказалось некому, муж меня дожал. Уже получилось гораздо лучше», — рассказала Полина.
Световыми картинами Полина занимается больше 4 лет. И рисует их не только для спектаклей: это востребовано на свадьбах, корпоративах либо новогодних вечеринках.
«Когда люди заказывают сюжет, и им нужна динамика – смотреть, как картина появляется. А когда я рисую для себя, немного по-другому делаю. Я могу встать и вести линию несколько минут, что вырывается – то и переношу. Человечек, ангелочек, это еще и медитативная штука», — поделилась Полина.
Нет команды, но есть свобода
Своим талантом сама Полина называет умение чувствовать материал и трансформировать его в то, что ей нужно.
«Мне о таланте много говорили, и всегда упор делается на то, что я могу собрать что-то дельное из земли и палок (если культурно сказать). Можно говорить, что финансирование не то, но для меня это такой момент: когда вижу что-то материальное, уже примерно знаю, как это трансформировать. Сейчас (пусть с небольшим опозданием) я понимаю, что нахожусь на своем месте. С одной стороны, тяжело, что я одна – у меня нет художественной команды, с другой стороны, я – царь и бог в своей сфере, со мной всегда консультируются и художественные вещи зависят от меня. Это такая свобода, и за нее еще и платят», — поделилась художница.