В Томске разработали уникальный рецепт приготовления … бизнеса. Возьмите один студенческий город, несколько друзей, идею создать что-то полезное, вкусное и доступное для студентов. Щедро приправьте трепетным отношением к делу, перемешайте и дайте настояться 18 лет. Не забывайте периодически доливать дружбы, иначе рецепт не получится.
В итоге получится целая сеть под названием «Сибирские блины», которая 10 июля отмечает свой 18-й день рождения. Мы поговорили с создателями бизнеса и его сотрудниками, а они поделились секретами: как на протяжении столь долгого времени оставаться компанией, которую любят клиенты и сотрудники.
Секрет первый: как начать
Скажем сразу: команда единомышленников, которая основала бренд, новичками в бизнесе не была. Кроме того, принципы, по которым «Блины» будут работать, определили сразу: натуральный, вкусный продукт, честные порции и наценки, теплое отношение к клиенту. Идея клиентоцентричности стала ключевой и сейчас под нее перестраивают весь бренд, рассказал соучредитель бренда «Сибирские блины» Владимир Бурковский. А атмосфера дружбы перешла и на сотрудников: основатели стремились сделать компанию комфортной для тех, кто в ней работает, дать поддержку и наставника новичку, также показать, куда развиваться.
«На сегодня мы превратились в отлаженный четко действующий рабочий механизм , прошедший проверку сильными экономическими потрясениями и рисками. И что немаловажно, в течение стольких лет при решении сложных вопросов мы всегда находили и находим компромиссы и в итоге взаимопонимание во всех звеньях нашей компании- это признаки устойчивости и залог дальнейшего успешного развития», — отметил Владимир Бурковский.
Сибирский блин стал ценен еще и с туристической точки зрения: теперь это гастрономическая гордость Томска, которую узнают везде, где бы она ни появлялась.
Секрет второй: узнать ценности своих гостей
Именно гостем, а не клиентом больше любят называть «Сибирские блины» своих посетителей. И со временем это стали не только студенты, но и все горожане, которые любят блины и домашнюю кухню. Как отметила коммерческий директор Екатерина Лясина, отталкиваться следует не от конкретного гостя, а от ситуации, в которой он захочет съесть блин.
«К примеру, те же офисные сотрудники, располагая временем, могут пообедать на бизнес-ланче в ресторане, а в ситуации, когда нужно перекусить по-быстрому предпочтут «Сибирские блины». Родителям, гуляя с детьми на улице, удобно взять нашу продукцию с собой, не прерывая прогулку. Студенты любят проводить время после занятий в кафе большими компаниями, и мы создаем для этого условия», — рассказала Екатерина Лясина.
Также «Сибирские блины» — не только про еду, но и про ценности. В 2019-ом году в рамках проекта «Ценностное ориентирование» компания изучила свою аудиторию и то, что для нее важно при выборе места, где поесть. И согласно этому меняется навстречу гостям. Так рождается клиентоцентричная система, которая строится на предугадывании желаний и ожиданий посетителя.
«В нулевых только начала подниматься эта тема, сервис был на уровне: «не нахамили —и хорошо», в 2010-х стала появляться клиентоориентированнасть, а вот в 20-х ее стала вытеснять клиентоцентричность. Сейчас клиент не будет говорить о том, что ему не понравилось и что бы он хотел изменить, он просто уйдет туда, где ему лучше. Выбор сейчас огромный, рынки сферы услуг перенасыщены. Поэтому сейчас мы запускаем проекты по клиентоцентричности: изучаем нашу аудиторию, сами проходим путь гостя, в мельчайших деталях выстраиваем Customer journey maps, смотрим за реакцией. Иными словами играем на опережение, чтобы реально быть тем местом, куда хочется возвращаться», — отметила Екатерина Лясина.
Секрет третий: стать местом притяжения «правильных» сотрудников
Набрать хорошую команду — задача на миллион для любого бизнеса. А для общепита, где высока потребность в работниках — тем более. И здесь блины выбрали свою стратегию: сделать атмосферу внутри команды комфортной, а возможности каждого — широкими. В компании можно обучаться новым профессиям, стать наставником, прийти на лето, если ты студент и выбрать то, что интересно.
«Управление по ролям дает нашей компании возможность широкой внутренней переквалификации. Наши сотрудники осваивают функционал другой профессии. Например, повара-блинопеки прошли обучение, сдали экзамен и кроме своего основного функционала берут на себя роль куратора, тренера, табельщика, консультанта», — отметила руководитель отдела по управлению персоналом Ирина Бакатнюкова.
Сотрудник «Сибирских блинов» — добрый и заботливый, внимательный к каждому гостю. Он честный профессионал своего дела и ему можно доверять. Конечно, любит готовить и хочет видеть гостя снова!
У «Сибирских блинов» есть целый корпоративный университет для новичков! Студенты сдают сессии и даже могут получать стипендию плюсом к зарплате. Опытные сотрудники каждый месяц участвуют в игре «Развитие», чтобы показать уровень знаний и предложить, как улучшить сеть. Баллы игры также превращаются в рубли.
Именно с изменением подхода к своим сотрудникам связано новое понятие: бирюзовость компаний. Это путь от жесткой иерархии и регламентам к линейному подходу и повышению значимости каждого сотрудника, работе не для показателей, а для интереса. И «Сибирские блины» к этому так же стремятся.
«Идеология нашей корпоративной культуры соответствует ее названию «Ценностно — ориентированная командная культура». Вместо подразделений у нас команды, которые перешли на самоуправление и самоорганизацию. Вместо планов по продажам и KPI — общая цель и ценности. Наша цель звучит гордо: «Каждый наш гость счастлив». Вместо должностей и должностных инструкций – роли и паспорта к ним. Вместо тотального контроля и разбора полетов – обратная связь и коуч – диалоги, — отметила Ирина Бакатнюкова.
Секрет четвертый: вкусная еда по доступной цене
Рецепт теста для блинов – большой секрет до сих пор, а начинки такие качественные и разнообразные, что в несколько блинов может уместиться комплексный обед. Так, любимые блины томичей — неизменная классика: блин с ветчиной и сыром, Цезарь и Деревенский.
«Мы идем в ногу со временем и следим за актуальностью тех или иных продуктов и гастрономическими трендами. Есть неизменная классика: красная рыба и икра, фарш, ветчина — наверное, эти позиции будут в нашем меню всегда. А есть тренды, которые выходят на свой пик, а затем интерес к ним спадает. Так в нашем меню в свое время были блин с курицей терияки, блин хот-дог, фахитас и многие другие. Важно успевать следить за тенденциями, встраиваться в них и вовремя ротировать ассортимент», — рассказала коммерческий директор Екатерина Лясина.
При этом, продукция остается доступной по цене в сравнении с теми же федеральными сетями нашего сегмента. В определении стоимости блинов компания ориентируемся на рынок общественного питания, в особенности на QSR.
«Мы действительно хотим, чтобы наш продукт был доступен каждому желающему. И даже сейчас после весеннего скачка цен мы не поднимали розницу. Не стану утверждать, но, возможно, мы единственные из общепита, кто сделал такой выбор. В этой ситуации мы сделали упор на работу с поставщиками, мониторинг, постоянный поиск и отработку нового сырья, переговоры — мы принимаем все меры, чтобы не поднимать розницу. И отклик со стороны гостей очевиден», — отметила Екатерина Лясина.
Секрет пятый: безопасное производство
Конечно, продукция должна быть безопасной как при ее производстве, так и для клиентов. Поэтому компания активно формирует у себя культуру безопасного пищевого производства. В частности — реконструировала Кемеровский цех.
«На определенном этапе развития бизнеса нам стало ясно, что существующие производственные площади стали тесными, а технологическое оборудование требует модернизации. Решение учредителей компании было однозначным – строим новое производство. В течение трех лет мы искали площади, разрабатывали и утверждали проект нового комплекса, подбирали современное технологическое оборудование — и в 2019-ом году мы его запустили», — рассказала соучредитель бренда «Сибирские блины» Инна Трейго.
Для безопасности приготовления и производства у «Сибирских блинов» достаточно высокие требования к состоянию здоровья и гигиены работников, транспортировки приема и хранения сырья и продукции; сбора и хранения отходов; дезинсекции; работы в соответствии с системой менеджмента безопасности пищевой продукции (ХАССП).
Секрет шестой: создать уютный и уникальный стиль
Логотип «Сибирских блинов» — петушка на фоне солнца, узнают уже не только в Томской области. Появился он неспроста, рассказала дизайнер Ирина Лисова. Ведь блины — это и есть символ солнца.
Нынешний вариант логотипа появился в 2020 году: петушка развернули на 180 градусов, также в лого компании можно увидеть очертания сердца и даже жест виктория-победа. А фирменные цвета компании — красный и желтый — символизируют изобилие, зрелые хлеба, жизнь, красоту и любовь.
В большинстве кафе-блинных уже прошел ребрендинг. Скоро все блинные «Сибирские блины» будут оформлены в соответствии с новым брендбуком. Если раньше паттерном была хохломская роспись, то сейчас фирменный стиль компании стал более лаконичным, но мягкость фирменного стиля осталась. Элементы айдентики — волнистые линии, рисунок-клетка, добавили каждой из точек особого уюта.
Секрет седьмой: любить свой регион и включаться в его жизнь
Блины могли бы выйти на всю Россию, однако в основном развивается в пределах Томской области. Они представлены в Томске и Северске, также планируют проанализировать рынки районных центров региона.
«У нас был опыт продажи франшизы в 2005 году. Опыт был не совсем удачным, поэтому тогда мы для себя эту тему закрыли и решили развиваться только самостоятельно. Но мысль о развитии бренда «Сибирские блины» через франшизу не покинула наши светлые головы. Все последующие годы мы продумывали упаковку «безопасной» франшизы, анализировали рынок, консультировались с экспертами в этой сфере, обсуждали различные варианты, оценивали риски. На сегодняшний день ведется более детальная работа по формированию франчайзинг предложения для рынка. Надеюсь, что в 2022 -2023 годах нам удастся начать масштабироваться с помощью франшизы», — отметила соучредитель бренда «Сибирские блины» Наталья Лугина.
Также сеть зашла в главный Кузбасский горный курорт Шерегеш, и хотят там развиваться через участие в различных активностях, которые организует руководство курорта.
Однако и сами «Сибирские блины» создают свою экосистему и участвуют в жизни региона: в формате выездной торговли, в качестве спонсоров и информ-партнеров. Например, за поддержкой к компании часто обращаются студенческие организации, и находят ее!
«Часто мы идём на сотрудничество, хотя для нас это не имеет никакого профита. Просто мы помним наши корни: изначально «Сибирские блины» предназначались для питания студентов. Недавно мы принимали первокурсников на практику в отдел маркетинга и рекламы. Мы постарались дать максимум пользы юному поколению, потому что понимаем: за ними – будущее. Мы вкладываем смысл в каждое наше действие, ведь нам важно, что человек унесет с собой после того, как мы распрощаемся. Философия бренда такова: мы всем сердцем любим родной край и поддерживаем молодежь, которая в дальнейшем и будет творить историю Сибири», — отметила руководитель отдела маркетинга и рекламы Мария Дицель.
«Сибирские блины» вносят вклад в развитие Томска и Кузбасса разными способами: субботники, экскурсии в кафе, конференции. Например, в апреле соучредитель бренда Наталья Юрьевна Лугина присутствовала на Саммите гостеприимства Сибири, где обсуждали вопросы развития регионального туризма.
Компания открыта к сотрудничеству:
- Снабжение: l.kremer@sibbliny.ru
- Маркетинговые коммуникации: PR_manager@sibbliny.ru.
- Развитие (аренда): e.lyasina@sibbliny.ru.