Команда Университетской национальной инициативы качества образования (УНИКО) организовала на онлайн-площадке дискуссию с участием более 20 российских экспертов. Модераторами выступили представители Томского государственного университета. Участники обсудили, какие проблемы и решения необходимо учесть для создания национальной системы высшего образования в условиях отказа от Болонского процесса. Встречи на эту тему было решено продолжить, пригласив к дискуссиям Совет ректоров, союзы работодателей, тьюторские и другие всероссийские организации, сообщила пресс-служба госуниверситета.
Накануне, 27 июня, в Госдуме РФ прошли большие парламентские слушания по вопросу Болонской системы. Министр Валерий Фальков в своем выступлении обозначил общие контуры новой образовательной системы: гибридные форматы, сквозные модули, сопряжение образовательных программ с наукой и бизнесом.
«Теперь, когда Болонская система больше не является для нас заданным форматом, необходимо широкое профессиональное и общественное обсуждение: что нужно изменить в образовании, какие типы образовательных результатов важно обеспечивать, кого мы будем готовить в вузах. Ответы на эти вопросы должны удовлетворять не только нас как исследователей, но и студентов, работодателей — и, в конце концов, новая система должна работать на развитие страны. Мы уже обсуждаем эти вопросы в рамках Университетской национальной инициативы качества образования, но к этим обсуждениям хотели бы привлечь и экспертов из других структур», — говорит одна из модераторов дискуссии, директор Института образования ТГУ Елена Суханова.
В онлайн-дискуссии приняли участие представители вузов УНИКО, а также эксперты Академии социальных технологий. Спикеры говорили об антропопрактике в высшем образовании и важности сохранения вариативности, о необходимости учитывать общемировые тренды, такие как приход метавселенных и связанные с ними изменения, об образовании как части национальной культуры.
«Мы начали разговор с того, что же такое Болонская система, и вышли на темы, связанные с ней очень отдаленно. Высшее образование — это сфера, где формируется человеческий капитал. И прежде всего мы сами, сообщество, должны определить для себя — какие цели и задачи ставим перед этой сферой. По выступлениям сегодняшних спикеров понятно, что как вопросов, так и решений сейчас очень много, и нам предстоит многое обобщить, задать векторы и выстроить единую систему», — отметила Александра Серова, советник генерального директора Национального агентства развития квалификаций.
Обсуждение стратегий национальной системы высшего образования продолжится на следующих встречах. Запланированы отдельные дискуссии с Советом ректоров, союзами работодателей, тьюторской ассоциацией, консорциумом исследователей больших данных и другими организациями.