Нынешнее время можно назвать лучшим для независимого или малоизвестного европейского кино. В то время, пока крупные мейджоры не позволяют прокатывать их блокбастеры, на большие экраны добираются фильмы, которые вряд ли когда-то могли бы получить себе большой прокатный слот. Одной из таких картин по праву можно назвать «Точку кипения». Сбитый, очень нервный, до хореографической точности поставленный триллер про работников ресторана — насколько он на самом деле хорош и почему вместо поваров и официантов можно подставить вообще любых работников? Обо всем по порядку.
История рассказывает один очень напряженный вечер перед Рождеством в известном английском ресторане, который, к сожалению, переживает не лучшие времена. Шеф-повар постоянно находится в каких-то своих думах, так что не успевает следить за кухней, необходимой документацией и даже собственной жизнью. В связи с чем ресторан теряет свои «пять звезд», превращаясь в «трехзвездочный». Однако, это только половина всех бед: личные неприятности каждого из работников заведения, тайны, обманы, а также известный шеф-повар и ресторанный критик стали гостями в этот вечер. Кухня сходит с ума, а оператор показывает все это одним дублем, превращая действия разных персонажей в единый танец нарастающей напряженности и дискомфорта.
Да, картина снята одним дублем, и для «Точки кипения» это идеальное режиссерское решение. Мало того, что сама картина строго ограничена лишь помещением ресторана, так и действия выглядят как очень сбитая и до точности отрепетированная театральная постановка. Мы видим диалог одного героя с другим, и он тут же уводит нас дальше, а камера фиксируется на мимо проходящем персонаже, продолжая свое движение в малоприятный и даже вызывающий панику рабочий хаос. Зритель не успевает устать или растеряться, забыть сюжетную линию того или иного персонажа, потому что они все очень четко ограничены и расчерчены.
Сам же фильм, по нашему мнению, выступает одной большой метафорой на современные условия труда в практически любой компании, редакции, артели, кухне, ателье, мастерской. Нужное подчеркнуть. Поднимаются вопросы, которые касаются жителей современных мегаполисов, которые так или иначе вынуждены находиться в состоянии постоянного стресса, лавируя между правильным и необходимым для начальства поведением. Кто-то раболепствует, кто-то скрывает свои личные проблемы и слабости, прячась и плача в туалете, кто-то срывается на коллег и в жесткой форме показывает, где чье место в этой пищевой цепочке. На примере одного очень жесткого вечера кухонных и ресторанных работников можно увидеть, насколько выгорание и попытка создать хоть какой-то видимый комфорт в своей жизни, укрываясь от унизительных реалий, на самом деле разрушают людей, превращают их в токсичных, неприятных, обозленных и предельно несчастных.
Они понимают, что их работа — это полный ад и ужас, но сделать шаг, высказать все накипевшее начальству они просто не в состоянии, они не могут уволиться, потому что у них на все найдется определенная причина. Ну а страх сделать правильный шаг приводит их в оцепенение. Также на примере главного героя, шеф-повара Энди, которого невероятно сыграл Стивен Грэм, можно увидеть, как амбиции, попытка доказать что-то кому-то и успеть поймать свой момент в бесконечной гонке за успехом приводят к полному саморазрушению и истреблению всех действительно важных вещей в жизни.
«Точка кипения» — это отличный метамодернистский опус, который критикует современное постинформационное общество за нежелание людей слушать друг друга, за ложные иерархии и заигрывания с умирающим постмодернизмом, где индивидуальность и искренность каждого члена общества должна скрываться, чтобы капитализм продолжал процветать. Этот фильм про очень несчастливых людей, которые понимают это, срываются друг на друга, вот-вот примут правильное решение, но в итоге все забывают, возвращаясь в этот практически дантовский круг рабочего Ада. При этом сводя с ума себя, своих близких и дестабилизируя общее психическое здоровье человечества.
Фильм отлично подойдет тем, кто напрочь завяз в рутине, перестал испытывать искренние чувства, закопался в самообманах и ложных мотивациях. Возможно, «Точка кипения» заставит задуматься о себе. Всем же остальным можно посмотреть на фильм с точки зрения неплохого концептуального триллера, где с каждым кадром темп и напряжение только растут, приводя к действительно неожиданному апогею.
16+