Источник фото: Святослав Зырянов/Tomsk.ru
Бизнес

Гибкость, безопасность и развлекательные ролики: в Томске прошел бизнес-завтрак для представителей местных IT-компаний

11:30 / 28.06.22
3073

Рассказываем о главном.

Мы в социальных сетях:

24 июня на крыше Первого музея славянской мифологии прошел бизнес-завтрак для представителей томских IT-компаний. Ключевой темой разговора стали альтернативные возможности для IT-бизнеса и высокотехнологичных компаний на внутреннем и зарубежном рынках в условиях нынешних реалий. Экспертами бизнес-завтрака выступили представители ВКонтакте, сервиса «Самокат» и банка ВТБ. Рассказываем о главном.

Бизнес-завтрак организован Центром инновационного развития Томской области при поддержке областного Департамента по развитию инновационной и предпринимательской деятельности, а также интернет-издания Tomsk.ru.

Обменяться опытом в неформальной обстановке, обсудить актуальные проблемы 2022 года, а также совместно определить векторы дальнейшего развития здесь собрались 32 человека из двадцати одной IT и высокотехнологичных компаний региона.

Туяна Банзаракцаева: «Мы достигли отметки в миллиард просмотров за сутки»

Продуктовый маркетолог VK Клипов (ВКонтакте) Туяна Банзаракцаева провела для томичей воркшоп на тему «Чего хотят пользователи: стратегия работы на внутреннем рынке. Продукты новой реальности». Сервис коротких вертикальных видео от VK стал особенно актуален и востребован у аудитории после того, как возможность постить такой контент в других социальных сетях пропала или стала не совсем удобной. 

«С конца зимы статистика VK Клипов стремительно пошла вверх. Например, этой весной мы поймали пик по количеству просмотров — достигли отметки миллиард просмотров за сутки. Это сумасшедшая цифра, — рассказала Туяна. — Очень много авторов перешло к нам с других площадок, многие из тех, кто уже были с VK, активизировались и открыли для себя короткий формат внутри систем. Поток был, мы с ним справились. И он сохраняется до сих пор».

Рост аудитории связан еще и с тем, что в VK Клипах запущена программа поддержки авторов. Пользователи могут подать заявку через сообщество VK Клипов, снять клип-визитку и поучаствовать в конкурсе с дальнейшей денежной выплатой. Главная задача — попасть в ТОП-300, получив уникальные просмотры на своих качественных и интересных роликах.

«Запросы пользователей сейчас меняются, но, если говорить в общем, им нужно много разного контента — увлекательного, захватывающего, такого, в который можно погрузиться полностью. Запрос есть, и мы, как сервис коротких вертикальных видеороликов, пытаемся на него отвечать. Наши умные алгоритмы предлагают те ролики, которые нужны нашим пользователям», — объясняет Банзаракцаева.

Самыми популярными категориями видеороликов в VK Клипах являются лайфхаки, юмор, животные и нишевые интересы, которые зависят от возраста, пола, места проживания и интересов каждого отдельного пользователя. Туяна уверяет, что, если учитывать предпочтения аудитории и правильно использовать инструменты, в VK Клипах можно бесплатно продвигать свои услуги:

«Бизнес может использовать органику и снимать уникальный контент на какие-то интересные темы. Если он будет высокого качества и с хорошим звуком, вероятность того, что ролик залетит в рекомендации, выше. Вы получите продвижение, не потратив при этом ни рубля. Еще вариант продвижения — участие в челленджах и дальнейшее попадание на специальные страницы, где вы тоже сможете найти клиентов. Также в клипах можно запускать рекламу через рекламный кабинет и добавлять товары из своего сообщества сразу в клип. Пользователь сможет в один клик открыть страничку и купить у вас что-то».

Олег Коровин: «Теперь все этапы разработки находятся только под нашим контролем»

Особенностями работы в новой реальности поделился и руководитель frontend-разработки в «Самокате» Олег Коровин. На семинаре «Защита разработки в эпоху кризиса» эксперт поделился изменениями в работе команды сервиса, умением оставаться на плаву и замещать импортные программы собственными.

«На российском рынке «Самокат» остается востребованным так же, как и другие сервисы, которыми люди пользуются каждый день. Но мы искали возможность сделать так, чтобы процесс разработки и бизнес-процесс не пострадали, — рассказал Олег. — Было необходимо, чтобы все этапы работы находились только под нашим контролем. Например, раньше мы пользовались какими-то сервисами зарубежных компаний, естественно, контроль был не у нас в руках. Сейчас мы полностью переориентировались на внутреннее хранилище, на собственные системы».

В первую очередь разработчики «Самоката» перешли на российские решения и создали сами несколько вещей, которые позволили обеспечить безопасность своей разработки. Затем перенесли себе все инструменты, которыми пользуются, и начали проверять на критерии соответствия безопасности ту кодовую базу, которая теперь скачивается из мировых репозиториев.

«Если говорить в целом, в «Самокате» в последние месяцы практически ничего не изменилось. Мы нужны людям каждый день. А вот те компании, кто работает на зарубежные рынки, в последние четыре месяца ведут себя по-разному. Кто-то закрывается, кто-то пытается переформатироваться, кто-то уезжает, — объяснил Олег. — Сейчас мы все попали в новую реальность. Теперь мы видим, что глобальный мир не такой уж и глобальный, наши представления о том, что мы все в этом мире братья, с одной стороны, ломаются, а с другой — на уровне прямого человеческого общения сохраняются. У нас политически другой мир, но с точки зрения сообществ — все не так сильно поменялось. Мы по-прежнему ценим международное взаимодействие с коллегами и не отказываемся от него».

Еще одна из самых важных задач для «Самоката» в нынешних реалиях — сохранить кадры. Поскольку, как считает Коровин, основа любого современного IT-бизнеса — это команда и работа с ней, уверенность в завтрашнем дне и спокойствие. В настоящий момент компании удалось сохранить кадры не на 100%, так как некоторые люди решили, что они не хотят продолжать работать в России и на российский рынок, но таких единицы.

«Не стоит забывать, что мир продолжает жить, люди по-прежнему хотят есть, развлекаться. И мы видим, что спустя какое-то время ничего никуда не разлетелось, жизнь продолжается, контекст мог измениться, да, но, на самом деле, потребности людей остались примерно теми же самыми. Значит, нужно продолжать работать, развиваться,инвестировать в себя, не замыкаться, не принимать поспешных решений — спокойно сесть, подумать и дать ситуации настояться». 

Елизавета Федорова: «Выстройте такую систему, чтобы уметь гибко реагировать на все события»

Agile (эджайл) — это гибкий подход к разработке программного обеспечения, который часто применяется и в небольших командах, и в больших организациях. Такой процесс работы делится на короткие циклы по две-три недели, каждый из которых решает серию задач. О том, почему такой подход сейчас самый удачный, рассказала Scrum-мастер стрима департамента прикладной поддержки систем и сервисов банка ВТБ Елизавета Федорова.

«Сейчас банк ВТБ находится в процессе адаптации наших систем под новую реальность. Мы отталкиваемся от agile-манифеста, его принципов и ценностей. Основное — это гибкость, умение адаптироваться и экспериментировать, — поделилась Елизавета. — Поэтому сейчас мы пробуем разные подходы, внедряем новые идеи, смотрим, как это работает, и стараемся быть гибкими. Реагировать на новые события так, чтобы у нас все точно получилось».

Scrum (скрам) — это набор правил для организации гибкого рабочего процесса, который плотно связан с эджайл и заключается в командном подходе, работе циклами и нестандартном распределении обязанностей внутри коллектива. Изначально метод использовался в IT-разработках, а сейчас активно применяется в разных сферах бизнеса. Важная составляющая для скрама — работа с коллективом.

«Важно понимать, что есть HR-специалисты, которые занимаются мотивацией сотрудников, но они находятся вне команды и не знают, какой в ней климат и какая коммуникация. Для высоких результатов вносить свой вклад в мотивацию друг друга должен вносить каждый член коллектива, — считает Федорова. — И я как scrum-мастер, и наш agile-коуч пытаемся подойти к мотивации с разных сторон. Если мотивировать людей не денежным вознаграждением, а другим путем, то нужно изучить, что мы можем дать сотрудникам, поддерживаем их и стараемся быть в постоянном контакте. Плюс атмосферу в командах нужно делать менее стрессовой и развивать коммуникацию, чтобы люди общались друг с другом как единое целое».

Своим коллегам из других компаний Елизавета советует постоянно экспериментировать и пробовать новое, выстраивать такую систему и такие процессы, чтобы уметь гибко реагировать на события динамичного мира. По мнению девушки, сейчас есть очень много разных методик, моделей и процессов, которые можно взять и переиначить под себя. Информации много, не нужно бояться пробовать и искать свое.