15 июня депутаты Думы Томска на общем собрании приняли дизайн-код Томска, за него проголосовали все 29 присутствовавших депутатов. Ввести дизайн-код для города планируется уже в этом году, но бизнес получит пять лет на адаптацию к новым правилам.
О том, что такое дизайн-код и какие с ним могут возникнуть трудности, редакции Tomsk.ru рассказал урбанист и автор телеграм-канала «Город не бесит» Дмитрий Поляков.
Что такое дизайн-код?
Дизайн-код — это рекомендации и правила, как должны выглядеть вывески на фасадах зданий. На самом деле, понятие дизайн-кода включает гораздо больше аспектов — как должна выглядеть улица в целом: ее скамейки, таблички для номеров домов, регламенты по наружной рекламе, пешеходная навигация, стены у магазинов и торговых центров, пешеходные зоны и много чего еще.
Есть ли в нашей стране успешно работающие кейсы дизайн-кода?
Отличный пример — Санкт-Петербург. За последние годы они почти привели все фасады к документу дизайн-кода. Вывески не имеют подложек, все названия брендов и мест выполнены объемными буквами, баннерной рекламы на зданиях почти нет. Это касается даже отдаленных жилых районов. Все, что мы сейчас наблюдаем в Томске, почти исчезло в Питере.
Другой пример — Москва и ее центральные улицы. Москва начала заниматься внешним видом улиц в начале 2010-х годов и на текущий момент центр города выглядит чисто и аккуратно. Ижевск, Южно-Сахалинск, Архангельск, Белгород, Тверь, Саратов, Якутск и даже (удивительно!) Новосибирск — все эти города давно внедрили дизайн-код. Другой вопрос, как он работает и как контролируется.
В каком состоянии сейчас находится внешний вид города?
Томск пока начал с вывесок, что уже неплохо, потому что город буквально тонет в безвкусице своего оформления, что для 2022 года совершенно неуместно. Проблема кроется в том, что за последние 20 лет город не занимался наружной рекламой системно. Были паспорта фасадов, но они почти не работали в отношении их соблюдения. В итоге почти все здания города завешаны баннерными полотнами, скидками, распродажами и акциями.
Ввиду того что все эти вывески и баннеры делаются по большей части дилетантами, можно наблюдать дизайн очень низкого качества. Нет контроля, нет правил, нет комиссий, которые могли бы хоть как-то регулировать внешний вид города. Каждый предприниматель творит все, что ему вздумается. В итоге, город теряет свой облик, выглядит отвратительно и безвкусно. Архитектурные компоненты уходят на второй план, туристическая привлекательность теряется, атмосфера внутри города страдает, а люди, живущие в нем, вынуждены свыкаться с убогостью почти всех улиц.
Единая концепция – это, конечно, хорошо. Но не будет ли дизайн-код ограничивать уникальность и креативность томских предпринимателей?
Город фактически предоставляет всем предпринимателям бесплатные правила, как рекомендуется оформить свою точку, и ему уже не нужно ломать над этим голову. Искать дизайнера, перебирать идеи и концепции: что повесить, как выделиться или как задавить и перекрыть своего ближайшего конкурента. Если все работают по единым рекомендациям, нет рисков, что твой сосед повесит самый большой баннер на здание и тем самым, задавит твою привлекательность и заметность. Все становятся равны. Вопрос креативности мышления и его ограничения неуместен, потому что все жители и предприниматели существуют в едином социальном пространстве.
За 20 лет рекламного хаоса у томского бизнеса исказилось понимание, для чего вообще нужны фасады зданий. Напомню, вывеска — это не реклама, она идентифицирует место географически. Рекламировать себя и свой товар можно десятками иных средств (интернет, газеты, листовки, тв-реклама, окна тех же зданий и прочее).
Дизайн-код — идеальный и понятный инструмент для того, чтобы каждый в городе выиграл и стал сильнее. Чистая улица — больше людей, больше людей — больше посетителей и проходимости, чистый город — повышение туристического потока. И в перспективе – отличный повод заявить о себе и бизнесе, став примером того, как работают новые правила.
Что может затормозить процесс преображения города?
Затормозить процесс может все: начиная от отсутствия архитектора города и области, заканчивая конкретным департаментом или контрольной группой, которая должна жестко следить за внедрением дизайн-кода. Принять документ кода — это только первый шаг. Самое сложное — начать системно и комплексно идти по всем улицам города, информируя бизнес и население о новых правилах жизни в городе. Это огромная и важная работа, без которой Томск не изменится к концу 5-го года, когда код окончательно должен будет внедриться.
Теперь на вывесках нельзя будет указывать информацию о скидках и ценах, а также развернутый список товаров, номера телефонов и интернет-адреса. Цвета вывесок по новым правилам должны быть не слишком яркими и сочетаться с цветом фасада.