Источник фото: Tomsk.ru, кадр из фильма «Один дома»
Авторские материалы

Один с домом: умные счетчики и «космические» счета по ОДН

19:02 / 14.06.22
2742

Как бороться с нерадивыми соседями

Мы в социальных сетях:

Жильцы дома по улице Яковлева, 14/1 в феврале 2022 года получили квитанции за электроэнергию с повышенным ОДН, на каждую из восьми квартир он составил порядка 1000 рублей. Дом находится на самоуправлении, то есть его не обслуживает управляющая компания или ТСЖ. Люди начали разбираться с проблемой и оказалось, что в жильцы половины квартир не передают показания, а электросчетчики, установленные у них, уже пора заменить.

Как рассказала старшая по дому, Ольга, она купила счетчики на «Авито» они уже были в употреблении, но их межповерочный интервал еще действовал. Томичка обратилась в «Томскэнергосбыт» с просьбой об установке приборов учета, однако получила отказ, так как счетчики оказались не новыми. Если бы счетчики менялись в плановом бесплатном режиме, то очередь на такую услугу занимает примерно полгода, что жильцов крайне не устроило, так как они бы еще на протяжении шести месяцев выплачивали повышенный ОДН. Людям пришлось купить другие приборы учета, их установили и поверили, однако долг, который пришел в квитанциях за февраль, никто не списал.

«В доме по адресу г. Томск, ул. Яковлева, 14/1 в течение нескольких месяцев, предшествующих февралю 2022 г., хозяева нескольких квартир не передавали в АО «Томскэнергосбыт» показания по потреблению электроэнергии. В связи с отсутствием показаний счетчиков расход электроэнергии в этих квартирах определялся по замещающей информации исходя из среднемесячных и нормативных объемов потребления электроэнергии», — рассказали tomsk.ru в пресс-службе «Томскэнергосбыта».

Также отметили, что собственникам квартир, которые до этого момента не передавали показания, был начислен фактически потребленный объем электроэнергии по показаниям приборов учета, а начисления, произведенные ранее исходя из средних и нормативных значений, были списаны.

«В предыдущие расчетные периоды расход электроэнергии по замещающей информации оказался выше расхода, который реально потребили эти квартиры. В связи с чем собственники этих квартир получили квитанции на оплату с отрицательным перерасчетом, а разница ушла в объем ОДН и повлияла на его увеличение», — сообщили в «Томскэнергосбыте».

Сейчас счетчики заменили, при своевременной передаче показаний проблема больше возникать не будет, уверили в компании.

Как рассказал руководитель регионального центра общественного контроля «ЖКХ-Контроль» в Томской области Дмитрий Шенбергер, такая проблема в Томске довольно распространена и чаще всего подобные ситуации происходят именно в малоквартирных деревянных и шлакоблочных домах, где насчитывается до 20 квартир. Только за 2021 год и начало текущего в Центр общественного контроля «ЖКХ Контроль» в Томской области с подобной проблемой в малоквартирных домах по ул. Лермонтова, Плеханова, Косарева, Розы Люксембург, Мусы Джалиля и других обратилось более 20 граждан и во всех случаях ситуация идентичная.

«Причиной роста платы за электроэнергию, потребляемую на содержание общего имущества (ОДН), стало то, что для целей полного учета потребляемой всем домом электроэнергии на ближайшем к дому столбе были установлены общедомовые приборы учета (ОДПУ). Этот общий прибор фиксирует всю энергию, вошедшую в дом, и разница между показаниями этого ОДПУ и суммарными показаниями индивидуальных, квартирных счетчиков (учитывая нормативное потребление энергии теми квартирами, где нет индивидуальных счетчиков) и выставляется всем потребителям в доме как ОДН пропорционально площади занимаемой квартиры», — отметил эксперт.

Также он рассказал и о другой проблеме – это отключенные от электроэнергии должники, им плата вообще не начисляется, а электричеством они пользуются, причем незаконно, самостоятельно подключаясь к внутридомовой сети. При этом потребление ресурса идет, и опять все формируется в ОДН, который приходится платить остальным жильцам.

«Решение данной проблемы видится в усилении контроля со стороны энергосбытовой компании за такими случаями и несанкционированными потреблениями энергии, а самое главное – решение данной проблемы кроется в принудительной установке квартирного счетчика силами и за счет сбытовой компании. И здесь важно напомнить, что установка квартирного электросчетчика является обязательной. Это не право, а именно обязанность, и обязанность такая возложена на ресурсоснабжающую организацию. Также есть и еще одна особенность — электросчетчики, у которых еще не истек срок межповерочного интервала, даже если они уже были в употреблении, согласно федеральному законодательству, можно вводить в дальнейшую эксплуатацию без дополнительных поверок, руководствоваться для этим только внутренним документом, в корне неверно. Как это принято в энергосбытовой компании со ссылкой на ПУЭ (правило устройства электроустановок). В этом случае, если не истек срок поверки, нет видимых повреждений и клеймо госповерителя на месте, пользоваться 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»», — отметил Дмитрий Шенбергер.

По его словам, с 2020 года все электросчетчики, вышедшие из строя или те, у которых заканчивается межповерочный интервал, начали заменять на умные приборы — они самостоятельно передают показания в ресурсоснабжающую компанию, могут фиксировать скачки напряжения, попытки вскрытия или влияния жителей на показания (например, с помощью магнитов), дистанционно отключать или ограничивать электроэнергию должникам, а также подключать обратно. Однако и здесь есть нюанс, подключить устройство к системе, передающей показания, нужно до мая 2023 года, а пока, даже с этими приборами, передавать показания нужно самостоятельно. Такие счетчики должны устанавливаться потребителям бесплатно.

О том, что делать, если электросчетчик вышел из строя, читайте здесь