— Все мое детство прошло вот в этой голубенькой «Волге» Газ-21, — говорит Олег Белькевич собравшимся в палатке послушать рассказы бывалых ретролюбителей автомобилей. — Она до сих пор догнивает на улице Красноармейской, 51. Когда я 16-летним пацаном ехал на ней по проспекту Ленина, легендарный томский постовой дядя Коля только грозил мне кулаком и никогда не останавливал. Это действовало лучше любых штрафов и камер.
Возле СФТИ в День города идет смотр ретроавтомобилей советской эпохи. Самые многочисленные и заслуженные, отлакированные до блеска «шестерки». Многие из них еще служат верой и правдой Томску и томичам. Ну, не 418 лет, конечно, как наш любимый город, но для автомобиля и полвека — вечность.
Рядом молодые ребята прямо на глазах у публики разбирают передний мост старого «Москвича».
— Это вы чтоб движуха была? — интересуюсь.
— Да нет, — смеются, — правда, надо барабан тормозного диска снять и втулку заменить.
Хорошие молодые томичи у нас растут, мастеровитые. Вообще система профессионального образования, которую раньше снисходительно именовали «пэтэушниками» и «фазанкой», заметно оживилась и не только в День города, который был вчера. В субботу был на фестивале «Золотая береста» в Асине, так там самая основная активность была как раз возле стендов бывших фазанок. Пацаны мои на катерах по симулятору погоняли, зарисовали устройство вантового моста (без гондол!), из глины слепили заготовки для магнитиков, собрали простейшую электроцепь, побились мешками на бревне, нализались леденцов собственной авторской росписи, торцанули затылками живот врио губернатора Владимира Мазура, сказали «извините» — и все это, не отходя от кассы, от стендов департамента профобразования. А так фестиваль как фестиваль, маленький филиал «Праздника Топора», только на асфальте, прямо на центральной площади Асина.
Вот и в Томске «профессионалы» на аллейках Новособорной площади самые заметные. Торможу у палатки Медицинского колледжа. Там миниатюрная преподавательница на «живом» симуляторе объясняет, как оказать первую помощь здоровом бугаю.
— Рука — не самое легкое, что есть в теле человека, — шутит она. — Поэтому снимаем с нее часы и цепочки, чтобы человек не оцарапал себе щеку (себе не оставляем вещички) и заводим под щеку на противоположную от руки сторону — воо-о-т сюда. Теперь приподнимаем ногу и либо за штаны, либо за подколенку пов-о-р-а-чиваем. Готово!
Здоровяк и правда легко, не поддаваясь, укладывается набок, ладошка под щеку. Смотрю, запоминаю, потому что всего две недели назад жизнь еще раз напомнила: человек смертен и смертен внезапно. Оказывать первую помощь надо уметь.
Радом с центральной площадкой Артем Рутман, внук легендарного Михаила Григорьевича Рутмана, зам. мэра по строительству, рассказывает про 4 зоны рекреации, которые надо восстановить на Ушайке. Одну, между мостиком на Киевской и мостом на Комсомольском проспекте, он уже привел в порядок силами волонтеров, нашел спонсора на еще одну береговую линию у «Изумрудного города». Значит, и со всем остальным получится. У Рутманов делать набережные получается быстрее, экологичнее и домашнее, чем это делают гранитных дел мастера.
Ходил встречать к областному суду мэра Томска Ивана Кляйна. Надо поддержать градоначальника — судьба к нему обернулась плохой частью тела. Вместе со мной пришли наверно сотни две-три томичей. Известные, умные, красивые, талантливые. Все — востребованные. Но все два часа ждали мэра, не расходились, только подходили все новые и новые люди. Не могут такие томичи ошибаться, а горстка следователей и прокуроров «стоять на страже законных интересов общества». Вот это самое томское общество пришло и люди кричали:
— Держитесь, Иван Григорьевич! Мы с вами! — и я тоже крикнул.
Очевидно было, что люди с мэром, а не со следователями и прокурорами. Недаром многие из них, правоохранителей, стесняются в быту признаваться, где работают. Ну да бог им судья.
После Дня города Томска хочу провести День России на высоте. Даже знаю, на какой. 2150 метров. Сергей Астахов, президент НОУДО «Международная Академия Гор», придумал в этом году уникальную штуку — привезти в долину Актру лучших музыкантов, джазменов, бардов и устроить 12 июня самый высокогорный концерт в России в рамках ежегодного нынче особенно масштабного Альп-Арт фестиваля «Сибирский перекресток». Идею фестиваля поддержал Президентский фонд культурных инициатив, благо нынче Год культурного наследия народов России.
По дороге в Актру в Манжероке участники фестиваля будут для всех желающих мастер-классы проводить, да концерты давать с большим успехом, как в том мультике про «Волшебный кольцо». Вместе с ними хочу и я. Пока ходят ноги, дышит грудь, есть какое-никакое здоровье — хочу посмотреть на горы вблизи. И детям показать. Примут – не примут. С тех пор как жизнь свела с альпинистами, они – горы и альпинисты — не устают меня удивлять.
Помимо концерта, там в долине Актру соберутся сотни человек, молодых и опытных, чтобы учить и учиться в Юношеской горной школе «Выше облаков». Мои пацаны туда не попали. Во-первых, отбор уже завершен, во-вторых туда берут умненьких и физически крепких с 14 лет. Но и моей малышне найдется занятие: они же у меня человеки-пауки, только дай полазать по вертикали, все стены в доме в краске от паутины. А в Актру есть специальный учебно-методический центр, где есть места для юных паучков, и где профессионалы покажут и расскажут об альпинистском снаряжении, правилах безопасности в горах. А еще есть via ferrata, железная дорога по скальным склонам в Кар Тронова высотой под 3000 метров с провешанным по всему маршруту стальным тросом.
Впервые едем без мамы, жить будем в палатке, волнуюсь страшно. Больше тысячи километров в пути, дорога в гору — сплошные реки, буераки, только на 4WD и одолеешь. Но организаторы сказали, что все будет хорошо, и компания подбирается отличная: едем вместе с артистами после концерта в джаз-кафе Underground 9 июня. В общем, пожелайте мне удачи. Все расскажу, как проходило.
До встречи в горах!