Главный врач новой детской стоматологической клиники святой Варвары и один из ведущих эндодонтистов Томска уверена, что маленькие пациенты не должны чувствовать боли.
Лариса Николаевна – сама, как ребенок. Миниатюрная, живая, непосредственная. Сесть и отвечать на вопросы отказалась сразу: «Я только что восемь часов просидела…»
Присела только для фотографии.
— Шутят над вашей фамилией пациенты?
— Обязательно! Стандартный вопрос: «А почему не Генералова?». А просто я не «генералова» по жизни!
— А мне сказали, что врачи вашей специализации элита даже среди стоматологов…
— Если говорить об опыте и квалификации, то – наверно. Я – эндодонтист. Специалист по лечению каналов зуба. Мы спасаем самые безнадежные зубы, когда инфекция проникла слишком глубоко внутрь, вызвала воспаление периапикальных тканей. Это мелкая, тщательная, требующая много времени, фокусировки зрения работа. Иногда час-два сидишь, не разгибаясь над операционным микроскопом, ищешь эти мельчайшие корневые каналы, расчищаешь их, но уж когда все получилось и зуб спасен, тогда разгибаешься и говоришь себе: «Ай да, Лариса, ай да молодец!»
— Вот Вы «не Генералова», а Вам предложили стать главным врачом уникальной детской стоматологии…
— Во-первых, это отличная возможность использовать мои опыт и знания. Моя квалификация нарабатывалась 20-ю годами работы и непрерывной учебы. Среди моих пациентов есть как взрослые, так и дети. Я отлично понимаю, что дети и подростки нуждаются в особенном подходе.
- Во-вторых, здесь на Герцена, 24 собралась отличная проверенная команда детских стоматологов, с которыми я работаю не один год. Мы планируем внедрить всё самое лучшее, что есть в современной детской стоматологии: новейшее оборудование и передовые методики.
- В-третьих, я себе уже врачебный кабинет солнечный присмотрела – на старом месте работы на Набережной Ушайки у меня было окно на кирпичную стену напротив. Так что я – справлюсь.
— А зачем надо разделять взрослую и детскую стоматологии?
— Потому что дети вообще не должны испытывать боль. Боль как мгновенный сигнал об опасности помогает человеку выжить в этом мире. Но постоянная боль – как мучительное психофизиологическое ощущение – ничего хорошего для маленького пациента не приносит. Ученые доказали, что детские неврозы, психические отклонения у взрослых людей часто являются следствием перенесенной в детстве боли.
Фото: кабинет детской стоматологии
Совсем без некоторого неудобства не обойтись – та же анестезия может доставить секундочку неприятных ощущений. Но современные методы анестезии и лечения максимально щадящие для маленьких пациентов. Уже никто их силой не держит, не открывает рот. Сегодня есть возможность использовать безопасную местную анестезию, иногда в комплексе с седацией, а также лечение во сне — под щадящим современным наркозом.
А еще дети воспринимают боль здесь и сейчас, у них плохо работают причинно-следственные связи взрослого человека: вот я сейчас потерплю, а потом мне будет легче. Поэтому дети, когда приходят на лечение, должны попадать в свой максимально комфортный мир, где игрушки паровозики, мультики, воздухоплаватели, где с ними разговаривают на их языке.
— А детский стоматолог — это еще и знаток детского языка?
— Детской психологии – точно! Потому что увлечь ребенка, развернуть на «космическом» стоматологическом кресле, дать поиграть игрушечными инструментами, вручить игрушку, вовлечь в игру «полечим зубки» — это может только врач, любящий и понимающий детей. От врача не должно как-то особенно сильно пахнуть парфюмом, у него должны быть добрые глаза и неиссякаемое терпение. Хороший врач должен вызывать доверие. Для меня лучший комплимент, когда пациент засыпает в кресле – это показатель комфорта, спокойствия и доверия ко мне, как врачу.