Источник фото: Святослав Зырянов/Tomsk.ru
История одной профессии

«У меня был синдром самозванца»: томская арфистка Мария Миронова о собственной школе и музыкальных стереотипах. История одной профессии

16:05 / 24.07.22
8081

Поговорили с томской арфисткой Марией Мироновой о сложностях профессии

Мы в социальных сетях:

Пока мы несли 40-килограммовую арфу через пустырь, сложно было представить, что такая хрупкая девушка, как Мария Миронова занимается подобным фитнессом достаточно себе часто. Конечно, носить ей приходится инструмент не по пустырям, но от этого легче он не становится. Да и играть на нем оказалось не так просто. Но Мария — самый настоящий профессионал, обучалась в Томском колледже имени Эдисона Денисова, Институте искусств и культуры ТГУ, а также брала частные уроки у именитых московских арфистов.

Впрочем, Мария не думала, что когда-то ее жизнь будет связана с арфой, ведь высшее образование она получала как пианистка, но знакомство с французским студентом по обмену, выпускником парижской консерватории, привело Марию в ансамбль ранней музыки «Камерата», где и поступило предложение познакомиться с арфой. С тех пор она многому научилась, окончательно полюбила инструмент, поборола себя и  даже открыла школу арфы «M.ArfaMi». Tomsk.ru встретились с Марией и поговорили с ней о долге арфиста, почему необязательно играть только классическую музыку, и какие проблемы может вызвать арфа. Перед вами история одной профессии.

ПРО АРФУ Я МАЛО ЧЕГО ЗНАЛА. Знала лишь, что она есть в симфоническом оркестре, что с помощью арфы извлекается очень много музыкальных образов. Но то, что я когда-то буду на ней играть — было невозможно.

МНЕ ПРЕДЛОЖИЛИ ПОПРОБОВАТЬ АРФУ. Люба Казанская из «Камераты» тогда спросила, не хотела бы я попробовать поиграть на арфе, на тот момент у меня была возможность заказать, а когда она пришла я поняла, что это не мое.

Я ЧУВСТВОВАЛА РАЗДРАЖЕНИЕ И НЕПРИЯЗНЬ к инструменту, но бросать не стала. Постепенно даже начала привыкать, а потом появилась работа, звали выступать на свадьбы.

ПЕРВЫЕ ТРИ ГОДА ИГРАТЬ УЧИЛАСЬ САМА, сначала с помощью книг, потом выручал YouTube, стала общаться с московскими арфистами, добавляться в чаты. Начала погружаться в этот арфовый мир. Процесс был вообще нелегким. Менялась посадка, нужно было учитывать новый способ звукоизвлечения, даже внутренний настрой был совершенно другим.

БЫЛИ МОМЕНТЫ, КОГДА Я НЕ ПОНИМАЛА, ЗАЧЕМ МНЕ ВСЕ ЭТО. Даже когда я купила себе большую арфу. Пришел тупик: я вроде бы уже получила высшее образование, и не понимала, куда себя применить. Но бросать арфу никогда не хотела, потому что уже тогда владела ею лет пять-шесть. А когда ты осваиваешь инструмент в сознательном возрасте, то это намного труднее. Так что нет, путь был пройден, и бросать его было поздно.

АРФА — СЛОЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ. Он задействует всего тебя: мозг, руки, которым приходится играть в разных плоскостях; тело, которое принимает на себя вибрацию арфы, и начинает резонировать с инструментом.

Я НЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, Я ЛИШЬ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ПЕРЕДАЕТ СВОИ ЗНАНИЯ. Хотя по диплому я педагог. С ноября 2020 года я стала членом союза арфистов России, где сильна идея продолжать развивать и углублять арфовое искусство в разных городах нашей страны. А в таких городах как Томск арфа — это не очень популярный инструмент. Поэтому мне захотелось начать передавать свой опыт. Шесть лет назад меня нашла девушка в социальных сетях, это и стало началом моего преподавания.

У МЕНЯ БЫЛ СИНДРОМ САМОЗВАНЦА. Я считала себя недостойной преподавать арфу. Хотя я музыкант с высшим образованием. Поэтому мне нужно было наработать себе статус. Со временем я стала больше заниматься, очень много заниматься. И это помогло в плане саморазвития и понимания, а зачем мне этот инструмент вообще нужен. В какой-то момент я полюбила арфу, слилась вместе с ней.

Я ЧУВСТВУЮ СВОЮ ПРИЧАСТНОСТЬ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ. Но не на 100%. Это больной вопрос, я не проявляю себя по максимуму. Моей школе официально год, неофициально — два. И только сейчас я могу сказать, что постепенно начинаю внедрять арфовое искусство в наш город.

СЛУШАТЬ АРФУ — ЭТОМУ ХОЧЕТСЯ НАУЧИТЬ ТОМИЧЕЙ. Потому что у нас культурный город, у нас много образовательных проектов, талантливых молодых людей, которые проявляют себя в творчестве. Но об арфовом мире мало кто знает, и хотелось бы его показать.

У МЕНЯ ЕСТЬ СВОЯ ШКОЛА АРФЫ.

ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ НАЧАТЬ УЧИТЬСЯ — НУЖНО ПРИВЕСТИ РЕБЕНКА НА ПАРУ ЗАНЯТИЙ, и понять, нужно ему это или нет. Может быть, и не придется покупать дорогой инструмент, как это делают московские родители. У меня же в школе есть аренда арфы, или даже если нет такой возможности, то ученики всегда могут прийти на уроки и заниматься.

У МЕНЯ ЕСТЬ СТАБИЛЬНЫЕ УЧЕНИКИ, и это меня очень радует. У них у всех свои арфы. Но есть ребята или взрослые люди, которые приходят ко мне и хотят попробовать. Тут они понимают, что нужен инструмент, воля к занятиям, время — в итоге каждый решает сам. Нужно им это или нет.

В НАШЕЙ ШКОЛЕ НЕТ СТЕРЕОТИПОВ И ФОРМ, когда нужно что-то сдать или сделать отчет. Наша форма отчетов — это концерты, в которых участвуют мои ученики. Моя школа с классическими основами, но с индивидуальным подходом для каждого ученика вне зависимости от возраста.

ЧТОБЫ НАУЧИТЬСЯ ИГРАТЬ УСЛОВНУЮ NIRVANA, мы будем проходить все сначала, все стадии постановки руки. Нельзя сыграть Кобейна одним пальцем.

ОБУЧЕНИЕ ЗАТЯГИВАЕТ. Какой-то человек подумает: классно, что я научился играть на арфе свои любимые песни.

У МЕНЯ НЕОБЯЗАТЕЛЬНО ИГРАТЬ КЛАССИКУ. Я всегда за рок и любую-другую музыку. Я стараюсь научить своих учеников мыслить нестандартно с музыкальной точки зрения.

ЕСТЬ СТЕРЕОТИП, ЧТО НА АРФЕ ИГРАЮТ ТОЛЬКО КЛАССИЧЕСКУЮ МУЗЫКУ. Сидит какая-нибудь женщина или девушка в красивом платье и играет только токкату и фугу Баха. Нет, арфа — это многосторонний инструмент и его звучание классно вписывается в инди-стиль, кантри, электронику. Потрясающее сочетание нежного звучания арфы с мощными битами.

ЕКАТЕРИНА II СОЗДАЛА СТЕРЕОТИП О ТОМ, ЧТО ИГРАТЬ НА АРФЕ МОГУТ ТОЛЬКО ДЕВУШКИ. Ввела такую дисциплину в институты благородных девиц. Хотя раньше арфистами чаще были именно мужчины. Это трубадуры, уличные музыканты — все идет из Средневековья.

СЕЙЧАС ЭТО УБЕЖДЕНИЕ НУЖНО ЛОМАТЬ. У мужчин совершенно иное звукоизвлечение, у них есть та внутренняя сила, которой они управляют арфой. И выглядит это очень эффектно.

АРФА В ТОМСКЕ МОЖЕТ БЫТЬ НЕ ИНТЕРЕСНОЙ из-за незнания. Людям нужно показать инструмент, познакомить с ним и с его возможностями.

Я СЫГРАЛА УЖЕ ДВА КОНЦЕРТА ВМЕСТЕ С ФИЛАРМОНИЕЙ. И сейчас снова готовится завершающая программа. Я с большим удовольствием принимаю участие в совместных концертах, но на постоянной основе пока работать не получится. Все же для творчества нужны внутренние и физические ресурсы, нужна свобода музыкальной мысли.

АРФИСТ НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ВЫСОКОМЕРНЫМ. Потому что если посмотреть на них, то может показаться, что они все такие горделивые. Но это все из-за специфики посадки, не все музыканты такие. Нужно быть скромным и делать свое дело хорошо. Не нужно заноситься.

КОГДА Я НАЧИНАЛА ЗАНИМАТЬСЯ АРФОЙ, ТО НЕ ДУМАЛА, ЧТО Я КРУТАЯ. Начинала с каверов [собственного исполнения чужих и известных композиций, — прим.ред.], не писала свою музыку. Потому что появились заказы на свадьбы, а там кельтскую музыку не сыграешь. Сначала исполняла как есть, а потом стала добавлять в мелодию что-то свое. И это классно, когда ты создаешь что-то новое.

НА СВАДЬБАХ ЧАЩЕ ВСЕГО АРФА ХОРОШО ПОДХОДИТ на welcome-зонах, выездной регистрации, при обмене кольцами и для свадебного танца. Там, где стоить усилить трепетные моменты.

АРФИСТ МОЖЕТ БЫТЬ БОГАТЫМ ЧЕЛОВЕКОМ. В первую очередь, нужно быть внутренне богатым, а от этого уже зависит, насколько ты будешь финансово успешным.

АРФУ ОЧЕНЬ СЛОЖНО ОБСЛУЖИВАТЬ. Это очень дорого, а в Томске сложно даже найти мастера, который бы починил инструмент в случае чего.

ЕСЛИ ТЫ ЛЕТИШЬ КУДА-ТО С АРФОЙ — это может быть очень дорогим удовольствием. В багажное отделение ее не примут, но есть альтернативное решение — покупка второго билета либо отправка грузовой доставкой.