Что такое единый госэкзамен и с чем его «едят» томские выпускники узнали весной 2002 года. Тогда Томск вошел в число 16 российских регионов, где в качестве эксперимента впервые провели ЕГЭ. Он одновременно завершал обучение в школе и был вступительным испытанием в вуз. Сколько же вопросов тогда возникало: в какие учебные заведения будут засчитываться результаты, как пересылать работы в Москву, можно ли оспорить баллы и куда подавать апелляцию, кто и как будет проверять экзаменационные листы и так далее. Каждый год тема ЕГЭ «обрастала» новыми подробностями, проблемами, нюансами и инфоповодами. В нашем спецпроекте мы решили поговорить с теми, кто 20 лет назад стоял у истоков запуска единого госэкзамена в Томске, кто добился наивысших результатов, чей труд стал решающим для подготовки высокобалльников, а также о провалах, которые случились с томскими выпускниками на ЕГЭ.
ЕГЭ – это не только страх и перманентный стресс, но и куча интересных историй на выходе. В тот момент выпускникам казалось, что это бесповоротный крах, из-за которого жизнь условно разделилась на «до» и «после», но уже через пару месяцев это превратилось в байку, которую хотелось рассказать всем новым знакомым.
Редакция Tomsk.ru поговорила с томичами, которые рассказали свои курьезные истории, связанные с ЕГЭ.
Маша не умеет писать цифру 5
ЕГЭ я сдавала в 2014 году и больше всего переживала из-за математики. Цифры, формулы и все эти теоремы мой мозг наотрез отказывался воспринимать и уж тем более запоминать. Вроде бы натренировала себя на то, чтоб просто перейти порог. К сожалению, не помню, какой он был в 2014 году. Пришла я на экзамен, вооружившись паспортом, полной кобурой черных гелевых ручек и страшным недосыпом из-за стресса. Вариантов было 10 или около того, а отличались они на одну цифру: 1401, 1402, 1403 и так далее. Мне попался вариант 1405. Я сделала все задания, которые могла, после чего довольная и уверенная в себе вышла из аудитории. Через пару дней все мои одноклассники начинают получать результаты, отписываясь об этом в общей беседе. Выяснилось, что не знаю своего балла только я. Мне позвонили из школы и сказали, что я набрала всего 1 или 2 балла. И тут мой мир рухнул: слезы, сопли и проклятья в адрес судьбы-злодейки. Как выяснилось позже, компьютер прочел мой вариант не как 1405, а как 1406. Помню, как сидела в кабинете у завуча и демонстрировала ей свой скилл по написанию цифр 5 и 6. Мы подали на апелляцию и бланк перепроверили по изначальному варианту, так что школу я все-таки закончила.
Катя не выдержала психологического давления
Писала в 2011 году экзамен по математике. Нас готовили очень серьезно: минимум до С3 должны были решить все. Поэтому весь класс шел с установкой сидеть до последнего. Итак, 3 часа 45 минут экзамена, у меня недорешенный С5, я одна осталась и наблюдатель уже прям откровенно сидит и цокает, что долго сижу. Я написала половину решения и не выдержала ее психологического давления — вышла за 10 минут. Подошла к учительнице математики и сказала, какое решение хотела применить (и успела бы). Она сказала, что все верно. По итогу получила 96 баллов, до сих пор обидно за сорванную сотку. Кстати, математика не пригодилась даже во время поступления — я пошла на филолога.
Настя слишком доверилась паспорту
В 2010 году выпускалась, взяла на выбор экзамены по истории и обществознанию. Подготовили нас не очень хорошо, да и я не была уверена в своих познаниях. Взяла — и записала шпоры прямо в паспорт. В итоге в середине экзамена их спалили, меня вывели, а поскольку я не захотела отдавать паспорт (еще и поскандалила немного) мне запретили ее пересдавать в том же году. Ограничилась при поступлении обществознанием, подавала не совсем туда, куда хотела. Сейчас не жалею, но было все равно очень обидно за случай.
Дима напугал всех в аудитории
Это был не сам экзамен, а зимний пробник по русскому языку. Если я не ошибаюсь, он был у нас первым, и саму процедуру проведения мы еще не знали. А тут все разом: чужая школа, чужие учителя и камеры (мы были первыми, кто писал под их пристальным взором). Русский я знал неплохо, поэтому никакого волнения за свои знания я не испытывал. Зашли в аудиторию, сели на места и ждали, когда наблюдатель начнет раздавать задания и бланки ответов. И тут я понимаю, что у меня обильно начинают течь сопли из носа, но какие-то они горячие (простите за подробности). Оказалось, что это были не сопли, а кровь. От волнения у меня поднялось давление и произошел такой вот конфуз. Я очень робко поднял руку и сказал, что у меня ЧП. Наблюдательницы аж побелели от стресса. Меня вывели из класса, умыли и посадили пить сладкий чай в кабинете директора. Минут через 20-30 меня вернули в аудиторию, где я начал писать пробник. Такая вот кровавая резня.
Ранее мы побеседовали с учителями, которые готовили первых школьников к единому госэкзамену.