Источник фото: Tomsk.ru
Авторские материалы

«Дело сложное, но благодарное»: как в школьных столовых приобщают юных томичей к культуре питания

10:56 / 19.05.22
3100

О личном родительском опыте и не только

Мы в социальных сетях:

Испачканные вещи, фантики в портфеле, слезы после отобранного сверстниками перекуса, растаявший шоколад и протухшие продукты. Всего этого я со своим первоклассником «наелась» за первые полгода в лицее.

Перепробовали варианты с ланч-боксами, сладкими и фруктовыми перекусами. Постоянное чувство голода и жажды после еды всухомятку изрядно расстраивало сына, который в детском саду привык к полноценному четырехразовому питанию.

Одноклассники ребенка сделали выбор в пользу питания в школьной столовой. С учетом продленки выходило два приема пищи: один из них бесплатный – президентский. Сын так заманчиво рассказывал о походах в столовую ребят из класса и в один из дней третьей четверти отказался от перекуса и попросил записать его на школьный обед. С этого дня столовая превратилась для него в любимое место в лицее.

Уточнила у коллег: оказывается, горячее школьное питание давно уже решило проблемы с приемом пищи для их детей-школьников на время рабочего дня.

«Еще в прошлом году на питание ребенка в школе уходило у нас около 150 рублей в день. Так как после уроков сын сразу ехал два раза в неделю в спортивную секцию, то простым перекусам обойтись не могли. Сейчас гораздо комфортнее, время бесплатного горячего питания удобно совпадает со временем обеда у ребенка. Сын уверяет, что в 90 % случаев все съедает. На питание в школе теперь не тратим ни рубля. Общая экономия по сравнению с прошлыми годами получается около 2 800 —3 000 рублей», — подсчитал отец четвероклассника одной из северских школ Михаил Воронин.

У томички Оксаны вопрос школьного питания и затрат на него умножается на два: в семье воспитываются два четвероклассника-двойняшки. Теперь эта «головная боль» снята.

«У меня два ребенка в начальной школе, обеды бесплатные. Дети не высказывали жалоб в отношении питания, они всеядны. Карманных денег на булочки и пирожки не выдаю. Считаю, что горячее питание — это важно. Больше рада я как председатель родительского комитета, не нужно теперь собирать с родителей деньги, сводить ведомости о том, кто был в школе и обедал, а кто пропустил», — рассказала порталу Tomsk.ru мама школьников.

Врач – эндокринолог-диетолог Ольга Кузнецова больше сделала акцент на том, как школьное питание перестраивает пищевые привычки детей.

«Организация горячего школьного питания для детей не только младшего школьного возраста, но и для подростков очень актуальна. Дети предоставлены сейчас, как правило, сами себе. Из дома они выходят, нормально не пообедав. Перед школой они заходят в магазин, покупают чипсы, печеньки, орешки, газировку. Перекусывают. На обратном пути домой делают то же самое. В ход идут булочки, пирожки, самса, шаурма, шоколадные батончики. Домой приходят почти сытые. Я принимаю много подростков, страдающих ожирением. Когда начинаешь с ними разговаривать, дети не могут вспомнить, что они едят. Но в 80 % случаев — это неполезные перекусы быстрыми углеводами. Поэтому важно полноценное горячее школьное питание. Оно включает в себя суп или гарнир с мясным блюдом, салат. Это идеальное сочетание белков, жиров и углеводов. Если в школе ребенок будет иметь полноценный прием пищи, домой он будет идти без дикого чувства голода, когда вынужден заходить в супермаркет, брать с полки яркую упаковку и наедаться, оставив мамин супчик без внимания», — отметила эксперт.

Для знакомства с нынешним меню школьных комбинатов питания и с организацией приема пищи редакция Tomsk.ru отправилась в ближайшую 37-ую школу, в Октябрьском районе Томска. Образовательное учреждение уже 20 лет сотрудничает с одним поставщиком питания.

Директор школы Александр Иванов отмечает, что в неправильном пищевом поведении детей виноваты мы, родители.

«Я проводил анкетирование среди учащихся. Дети назвали самыми вкусными продуктами и блюдами пельмени, чипсы, кофе и газировку. Школьники предпочтут чипсы котлетам. Стараемся приучить детей к здоровой русской кухне: разнообразные гарниры, мясные и рыбные блюда, каши. Нет культуры общественного питания. Не едят кашу, супы, рыбу. Дома такое не варят. Хит среди блюд у школьников — сосиска в тесте», — сетует директор.

В школе работает бригада из шести человек. Это команда поставщика питания. Образовательное учреждение только дает помещение и оборудование, а также осуществляет контроль. Остальное все на аутсорсинге. Получается, солидарная ответственность директора школы и комбината питания.

Утром школа осуществляет бракераж. Суточная проба с блюд хранится в холодильнике двое суток. Подключается родительский контроль.

«Я понял, что в сентябре для родителей первоклассников надо делать день открытых дверей в столовой. Я раньше просто делал экскурсию, а надо с дегустацией. У многих пап и мам складывается мнение, что ребятишек в столовую не загонишь, а для них — это самое любимое место. Если нет уроков, сразу идут сюда», — довольно отмечает Александр Иванов.

Озадачен директор школы пока одной технической проблемой.

«Я готов рекомендовать на Нобелевскую премию того, кто придумает, как сделать так, чтобы еда не остывала. Да, это проблема для нас. На выходе все нормально, 7 минут приходит с момента накрытия на стол до приема пищи. Но ребята могут жаловаться на остывшие блюда. Вот думаем, какой выход найти из такой ситуации», — пояснил руководитель учреждения.

Директор томского комбината школьного питания «Переменка» Наталья Шнурко рассказала, что это дело больше не про бизнес, а про любовь. Здесь большая моральная отдача.

«Я говорю своим работникам в ресторанной сфере: вы никогда не сварите так вкусно компот, кашу, не сделаете творожную запеканку и омлет, как это делают повара в школе.  Сейчас уже в профессии остались энтузиасты, это очень возрастные люди. Средний возраст — 50 лет. Профессия достаточно тяжелая, в 5 утра молодежь не хочет, в 5:30 они уже на работе. В 8:45 уже кормим. Надо еще кучу документов заполнить, с каждым годом их становится все больше. Несколько штук одних журналов только: снять бракераж, сделать пробу и так далее. Работа сложная, но очень благодарная. Репутация зарабатывается сложно, а теряется в один миг. У нас в Томске сильный штат директоров в школах, все заинтересованы в положительной работе, работаем в унисон. Дети должны быть хорошо обучены и вкусно накормлены здоровой пищей», — уверена предприниматель.

С удивлением узнаю, что из всех специй на кухне школьной столовой разрешены только соль и лавровый лист.

«Остальное — к чему так привыкли дома — категорически запрещено: перец, глутаматы и так далее. Из импорта — только сырье для какао и кофейного напитка. Выпечка готовится в стенах школы: пирожки с разными начинками, ватрушки, сосиски в тесте, пицца школьная без майонеза и кетчупа. Из своего кондитерского цеха, сертифицированного для детей, привозим пирожные, маффины, коржи. Давайте посмотрим, как они едят. Если не притрагиваются, то и дома не едят здоровую пищу. А кто-то с удовольствием, с хлебом вприкуску, как положено. Проблема второй смены — дети приходят сытые из дома. Я за то, чтобы родители приходили, смотрели, пробовали. Понимаете, в чем разница: одно дело, когда говорят, что «невкусно», а в основном мы слышим: «мой ребенок это не ест». Был случай, когда ребенок рыдал и просил, чтобы кисель поменяли на чай, так как он не знает, что это за напиток, он его никогда до этого не пил», — заметила Наталья Шнурко.

Идут и на другие ухищрения в школьном комбинате питания. Все на благо детей и их интереса к пищевой культуре.

«Наш комбинат питания располагается на базе ресторана, если дети проявляют желание познакомиться с работой кухни, мы организуем им там экскурсии. Там много места, все оборудовано. Мы перешли на хорошую посуду, чтобы эстетика была. Все еще помнят про алюминиевую посуду. В 1998 году я зашла в 38 школу, одну из первых для меня. Там тогда пили из майонезных баночек. Насколько было все тогда сложно, просто распадался общепит. Каждый раз придумываем, как субпродукты преподнести. Их почти все дети не жалуют. Меню должно быть десятидневным, но мы его делаем месячным, чтобы за это время не повторялись блюда. Выбираем местных поставщиков сельхозпродукции. Индивидуальный предприниматель поставляет нам чищенные овощи. Специально готовит под наши нужды. Не в каждой школе есть овощной цех, поэтому такая продукция очень выручает. Осенью из тыквы варим каши. По четвергам — овощные дни. Делаем котлеты из капусты, моркови, картофеля, компот из свеклы», — вкусно перечислили директор комбината школьного питания.

При таком разнообразном и диетическом меню сложно даже предположить, что рассматривал комбинат питания и единичные жалобы на изжогу у детей.

«Всегда смешно слышать, что изжога от школьных блюд из-за старого масла. По нормативу, на обжарку одной котлеты идет 3,5 грамма подсолнечного масла. Это пол чайной ложки, просто брызги масла. Котлетки просто колеруются, денатурируется белок, потом идут в духовой шкаф или пароконвектомат и доводятся до готовности. У нас в принципе не может быть прогорклого масла. Изжога может отчего быть? Когда ты съел котлету или кусок мяса с хлебом на больной желудок. Часто по дороге в школу ребенок перекусывает в киоске.  Могут уже с пепси-колой идти на уроки, на голодный желудок. Потом съест ребенок котлету в столовой, у него заболит живот. Но родители про газировку сроду не узнают, а будет виновата, увы, столовая в их представлении», — обратила внимание Наталья Шнурко.

Но надежды школьные повара не теряют, верят в свое доброе дело.

«Приучаются понемножку наши детки к культуре питания. На летней площадке скоро будут с отличным аппетитом. Дважды в день буду много двигаться и прекрасно питаться. Нам на радость», — такой прогноз с надеждой в голосе озвучила вся бригада работников столовой.

Большинство участников опроса Tomsk.ru среди жителей Томской области признались, что им нравились блюда из школьной столовой. Респонденты назвали свою самую любимую еду школьных времен.

Ранее мы рассказывали о том, что нельзя готовить в школьной столовой. 

Напомним, учащиеся начальных классов питаются в школьных столовых бесплатно, на эти цели в региональном бюджете выделено около 800 миллионов рублей.