Золотые годы томского футбола пришлись на нулевые, когда «Томь» играла в премьер-лиге, а на домашние матчи команды стабильно приходило больше 10 тысяч человек. Но даже в те времена клуб постоянно сталкивался с финансовыми проблемами и был вынужден практически каждый год просить государство о дополнительном финансировании. Клуб несколько раз находился на грани закрытия, а болельщики даже проводили в городе митинги с требованием сохранить команду.
В зимнюю паузу сезона 2016/2017, после очередного финансового кризиса, команду покинули почти все игроки основы. Оставшиеся матчи премьер-лиги пришлось доигрывать с местной молодежью, в них команда набрала пять очков, вылетев из высшего дивизиона. Уже пять лет «Томь» выступает во второй по силе российской лиге, у клуба нет стабильного финансирования и задачи на повышение в классе. Последние два года на домашние матчи томской команды приходит в среднем меньше тысячи болельщиков.
Мы попросили томичей рассказать, как началась их история любви к клубу, почему она не заканчивается, несмотря на результаты, и как они относятся к мнению, что футболистов давно пора разогнать, а деньги направить на нужды региона. Изначально это должен был быть один материал, но наши герои так много и интересно рассказывали о своем опыте болельщиков, что мы решили разбить текст на три части.
Александр Никулин, 38 лет, нефтяник, один из основателей фанатского движения в Томске
Я болею за «Томь» с 14 лет, впервые пришел на стадион в 1997 году, когда команда еще играла во второй лиге. Друг предложил поехать поболеть за нашу команду. Мой маршрут тогда пролегал только по району: от дома до школы и на тренировку, поэтому поездка на «Труд» с окраины города была целым путешествием.
В последний момент друг сказал, что не сможет поехать, в итоге на стадион я пришел один, опоздав на час. Женщина на входе спросила: «Парень, где твой билет?» А я даже не знал, что нужно его покупать, да и денег у меня все равно не было. Она посмотрела на часы, поняла, что начинается второй тайм, и пропустила, потому что тогда после первого тайма ворота открывали, и все могли попасть на стадион.
Это был матч со СКА-Хабаровск, последняя игра сезона, когда «Томь» выходила в первую лигу, стадион был заполнен до отказа. После финального свистка футболисты побежали круг почета, оцепление из солдат не выдержало, и болельщики прорвались на беговые дорожки. Все было очень культурно, в дружеской атмосфере, никто не пытался это все пресекать. Тогда я и заразился футболом, с тех пор стараюсь не пропускать домашние матчи и по возможности езжу на выезды.
Если до выхода в первую лигу к нам приезжали только фанаты новосибирского «Чкаловца» и барнаульского «Динамо», то после стали приезжать клубы из западной части страны и их болельщики — там культура боления была более развита. Я смотрел на это, видел, как футболисты относятся к этой поддержке, благодарят, и мне тоже захотелось делать что-то такое.
Тогда в интернете были в моде гостевые книги, у «Томи» тоже она была, но неофициальная, там я предложил создать фан-клуб. Мы вшестером собрались в бистро у ЦУМа и решили, что теперь будем фанатами. Как это делать, мы не понимали, все делалось методом проб и ошибок.
Клуб помог сшить первый баннер — клетчатый, с надписью «ФАНТОМ» — «фанаты «Томи». Параллельно в первый год мы в той же гостевой книге собирали костяк фанатов, тогда еще Олег Игрушкин (томский спортивный журналист, комментатор, — прим. Tomsk.ru) был жив, он тоже поддерживал в своей программе «Наш большой футбол».
Теперь из тех шести человек на фанатский сектор помимо меня ходит только один. За долгое время у нас уже сложился круг друзей, с которыми мы вместе посещаем матчи, становится их все меньше и меньше, люди обрастают своими бытовыми делами, расставляют приоритеты — неверно, на мой взгляд. В основном сейчас я хожу на стадион с сыновьями, приучаю их к активной поддержке.
На выездах мы сталкивались с разным отношением к себе, хотя в основном оно было положительным. В один из первых матчей в Перми мы как-то подружились с фанатами «Амкара». С первым негативом столкнулись в Красноярске в 1999 году, нам не понравилось, что их болельщики после победы вытирали ноги футболистам шарфом «Томи».
Противостояние переносилось с футбольного поля на трибуны: приезжая на выездной матч, мы всегда ожидали, что на нас могут напасть, забросать камнями. Но со временем это сошло на нет — может, потому что все повзрослели. Сейчас с теми же людьми, которые начинали болеть за «Металлург» в 90-х, мы приезжаем друг к другу в гости, замечательно отдыхаем вместе во время выездных матчей.
Как у человека, который помнит битком забитый «Труд» с 15 тысячами болельщиков, когда люди сидели в проходах, конечно, то, что сейчас происходит, у меня вызывает негативные эмоции.
Это вытекает из многих факторов — да, результаты клуба не радуют, но это не единственное, что влияет на посещаемость. Когда начался спад по результатам, руководство клуба поздно спохватилось, потому что считало, что интерес к футболу в Томске будет всегда, и с болельщиками работать не нужно.
Когда на трибунах появились «проплешины», а в кассе — непроданные билеты, было уже поздно. Потом мы получили такие панчи как вылет в первый дивизион и снос восточной трибуны. Сами видите, куда клуб приглашает своих болельщиков, — по сути это стройка. К тому же сам стадион морально устарел: нет никакой защиты от осадков, не говоря уже о подогреве, который есть только в VIP-ложе.
Работа с болельщиками сегодня сводится к тому, что перед футболом человек в ростовой кукле коня машет ручкой и фотографируется с болельщиками. В клубе есть всего один специалист по работе с болельщиками, никакого бюджета на эту работу нет, даже соревнования между собой активные болельщики проводят на свои деньги, автобусы на выездные матчи хотя бы в ближайшие города клуб не организовывал уже очень давно.
Я думаю, что мы все-таки должны оттолкнуться ото дна, и я надеюсь, что в ближайшее время появится и болельщицкий интерес, построят нормальный стадион. Клуб должен жить и существовать хотя бы потому, что у нас нет альтернативы. Кроме социальной функции у клуба есть исторические корни, футбол стал спортом номер один, у нас в принципе больше ничего нет, и закрывать последнее, не предоставив никакой альтернативы, это неправильно.
Другое дело, что матчи «Томи» перестают соответствовать статусу зрелища, которое нужно обществу. Когда на клуб тратится порядка полумиллиарда рублей, а он не собирает и тысячи болельщиков на стадионе, это неправильно, и руководство должно с этим что-то делать, иначе «инвесторы» начнут что-то подозревать и задумываться.