Источник фото: Tomsk.ru
Авторские материалы

«Не просто так она изучается только с пятого класса»: томский учитель против уроков истории в начальной школе

13:29 / 27.04.22
3610

Это приведет к упрощению предмета

Мы в социальных сетях:

Включить историческое образование в программу начальной школы. Это пообещал министр просвещения России Сергей Кравцов на открытии всероссийского школьного исторического форума «Сила — в правде!».

Ряд томских школьных учителей истории считают такую инициативу не целесообразной. Главный аргумент — упрощение сложной дисциплины и отсутствие у младших школьников представления о базовых понятиях.

«Я против и как педагог, и как мать четвероклассников. Того объема исторической информации, что сегодня есть в программе «Окружающего мира» вполне достаточно. Я также против, когда с детьми проводятся различные беседы, где насаждается конкретное мнение. Дома всегда обсуждаем ситуации с детьми с разных сторон и точек зрения. Без такого фактора не вырастишь думающего и рассуждающего человека», — рассказала редакции Tomsk.ru Екатерина.

С коллегой согласен и учитель одной из томских школ Максим. Он преподает школьникам историю и обществознание, но применение этих знаний в начальной школе считает нелогичным.

«На мой взгляд, те исторические процессы, личности и события, которые освещаются в начальной школе в данный момент в рамках воспитательной работы — этой информации достаточно для среднестатистического младшеклассника. История — это не про термины и даты. История — это про людей. История — это про сложные причинно-следственные связи. В силу возраста дети начальной школы еще не владеют в полной мере методами научного исследования, из-за чего они не смогут полностью разобраться в тех или иных событиях. История — сложный предмет. Не просто так она изучается только с 5 класса. Кроме того, то, что предлагается сейчас — это изучение не просто истории с начальной школы, а истории России. История России в школах изучается вообще с 6 класса. В 5 классе дети изучают историю происхождения человека, первых цивилизаций, древнего мира. То есть событий, которые были задолго до образования российского государства. Как можно изучать историю России без этой базы 5 класса, когда дети уже что-то знают про историю, исторические источники и т.д. — мне непонятно», — отметил Максим.

Посетовал школьный учитель и на загруженность учебного плана, в котором выкроить время для дополнительной нагрузки по истории очень сложно.

«Сейчас в начальной школе проходятся такие события, как образование Руси, Великая отечественная война, первый полет в космос, появление Российской Федерации. Сейчас еще активно затрагиваются события 2014 года (Крым) и совсем с недавнего времени — ситуация на Украине 2022 года. Этой информации достаточно для школьника младших классов, чтобы сформировать хотя бы поверхностное понимание истории нашей страны. Пусть история подробно изучается с 5-го класса, как это происходит сейчас», — подытожил педагог.

Рассказал педагог и о тенденции исключения информации об Украине из школьных учебников истории.

«На самом деле, это происходит уже с 2014 года. В учебниках (например, издательства «Просвещение») упоминается Киев, Киевская Русь, но при этом не акцентируется внимание на том, что это Украина. То есть рядовой 6-классник, если ему учитель не объяснит, что Киев — это Украина, а сейчас этот город является столицей другой страны — он не будет на этом заострять внимание. В уме останется информация, что вот был такой город, в определенный момент стал столицей Руси, центром определенных событий и т.д. Без привязки к Украине. На мой взгляд, не упоминать Киев и Украину при изучении истории России — это не правильно. Это регион, который значительно повлиял на становление Древнерусского государства, на его развитие. Многие исторические источники упоминают Киев. Как полностью исключить его упоминание из российских учебников — для меня загадка. Если изучение истории от постмонгольского периода и до современности еще можно представить без лишнего упоминания Киева и Украины, заменить это дополнительной информацией (о русской культуре, русском мировоззрении, менталитете, повседневности), то как проходить период Древней Руси без таких упоминаний — я затрудняюсь ответить», — пояснил учитель.

Чем выше класс, тем меньше информации об Украине в учебной литературе.

«В современных учебниках по истории России встречаются упоминания Украины. Объем небольшой, обычно это 1-2 параграфа на весь год, но пока ещё можно ознакомиться с тем, что происходило в этом регионе в разные исторические периоды (например, в учебнике по истории России за 6-ой класс, под авторском Арсентьева Н.М. и др., есть отдельный материал про Украинские земли (Киев, Чернигов и т.д.). Чем дальше от 6-го класса изучается история — тем меньше упоминается в учебниках Украина. Уже с 7-го класса она практически не упоминается. Отдельных глав и параграфов об Украине в российских учебниках с 7-го класса я не припомню», — добавил Максим.

Ранее эксперты рассказали, что школьники на ЕГЭ по истории часто демонстрируют слабые знания исторических деятелей, плохо ориентируются в истории культуры и путаются в событиях России XX века.