В начале апреля замгубернатора Томской области по территориальному развитию Анатолий Рожков подписал распоряжение об изъятии частных земель в Зональном. По ним пройдет первый участок малого транспортного кольца (в прошлом году Правительство РФ объявило, что выдаст региону кредит в 1,8 млрд рублей на начало строительства).
Под изъятие попали как минимум 12 жилых домов, еще часть владельцы не успели достроить или пока не зарегистрировали. Корреспондент Tomsk.ru пообщался с жителями нескольких домов, идущих под снос, чтобы узнать, насколько они готовы к переезду и собираются ли судиться с властями.
«Люди купили землю, чтобы строиться, а теперь — все по-новой начинать»
Дом Сергея Лужевского — крайний на улице Родниковой, дальше только чистое поле и стройка в Южных Воротах. Дом мужчина построил четыре года назад вместе с сыном, рабочих нанимать не стали. Только недавно на участок провели газ — до этого топили дровами.
О том, что его участок собираются изымать для строительства дороги, Сергей узнал в середине апреля — сосед скинул в чат улицы в ватсапе документ со списком адресов.
«Почему ТДСК дали здесь строить дома, если собирались дорогу делать? Если бы эти дома не построили, дорога бы прошла дальше от нас, и мы бы тут остались», — возмущается он.
Соседка Сергея Ксения Евдокимова, участок которой не попадает под изъятие, считает, что места для дороги в районе достаточно, и выселять людей, которые вложили в свои дома силы и средства — бессмысленно.
«По кадастровой стоимости какая там будет компенсация, ну, полтора миллиона, сейчас за полтора миллиона даже однокомнатную квартиру не купишь. Если бы моего дома коснулось, мне бы нафиг не нужна была ни трех, ни четырехкомнатная квартира взамен», — говорит девушка.
Стройка в Южных воротах напротив дома Сергея Лужевского
О компенсации именно по кадастровой стоимости, «как того требует законодательство», говорил подписавший распоряжение об изъятии замгубернатора Анатолий Рожков. О каком именно законодательстве идет речь, Рожков не уточнил. Согласно Гражданскому кодексу, компенсация за изымаемый участок складывается из рыночной цены на землю и находящуюся на ней недвижимость, а также связанной с изъятием упущенной выгоды.
При этом некоторые владельцы участков не успели зарегистрировать свою недвижимость до решения обладминистрации. У дома Надежды Ивановой нет юридического адреса, на всех публичных картах он значится как объект незавершенного строительства. Получит ли женщина компенсацию за неоформленное жилье, неизвестно.
Многие дома, которые собираются сносить, еще не достроены: прямо на крыльце лежат материалы и инструменты
«Конечно, никто не хочет уезжать, люди купили землю, чтобы здесь строиться, разрешение получали от администрации. Теперь надо будет все по-новой начинать, это сложно, силы уже вложены немаленькие», — говорит она.
В той части Зонального, где живет Надежда, почти все дома построены недавно, в некоторых из них работы еще не завершены: прямо на участках лежат стройматериалы, а на самих домах нет обшивки. Женщина уверена: малое транспортное кольцо должно было пройти «по соседней улице, где старые дома, где проще, но нет — им надо новые дома сносить».
«Если город будет расти, дорога нужна, мы против нее ничего не имеем»
Мнения жителей Зонального разделились: не все выступают резко против строительства дороги. Николай Ушаков, который живет в поселке полтора года, говорит, что о планах областных властей построить здесь дорогу говорили уже два года назад: «Когда [директор ТДСК] Шпетер приехал и начал тут ходить, у него спросили, и он сразу сказал про это».
Соседи, с которыми общался мужчина, ждали такого решения, поэтому даже не стали делать ремонт в домах. Семья самого Николая тоже готова к переезду, на примете уже есть один дом — в начале той же улицы. Он не попадает под снос, и недавно хозяин выставил его на продажу за 14 миллионов.
«Если [компенсируют] по рыночной цене, то и слава Богу. Что ни делается, все к лучшему. Если город будет расти, дорога нужна, поэтому пусть будет, мы против нее ничего не имеем. Лучше переехать, чем прямо на дороге жить, да и стройки рядом не будет. Не договоримся [по компенсации] — суды никто не отменял, будем подключать юристов», — спокойно говорит Николай.
Николай Ушаков готов к переезду, если власти компенсируют ему рыночную стоимость дома и участка
Другой местный житель Валерий Иванович не понимает, кто будет ездить по новой объездной дороге, и уверен, что из-за новых микрорайонов здесь «все равно будет коллапс, потому что эта дорога упирается в Южку». При этом они с супругой тоже говорят о переезде без особых эмоций, и без проблем уедут, если власти предложат компенсацию по рыночной стоимости.
Просторный дом на 420 «квадратов» они строили для всей семьи, но дети разъехались, и теперь у пары будет возможность купить дом поменьше. А оставшиеся деньги отдать детям, чтобы те могли добавить и купить себе жилье.
Дом Валерия Ивановича, который предварительно оценили в 20 миллионов
При этом новость об изъятии для супругов была неожиданной: планировалось, что дорога пройдет дальше и не затронет их участок. Они считают, что ТДСК просто захватило землю, где должна была проходить дорога, «а на людей наплевали».
«Конечно, когда вышло это распоряжение, мы были в шоке, дом строили для себя, продали ради этого три квартиры. Тут есть все для проживания, и остаться в 60 лет на улице мы бы не хотели. Но если будет достойная компенсация — значит так надо. Нельзя сказать, что мы категорически против», — поясняет жена Валерия Ивановича.
«По зиме, что ли, мы должны уехать?»
Сейчас многие владельцы изымаемых участков стараются сделать независимую оценку имущества, чтобы понимать, на какую компенсацию они вправе рассчитывать. Валерий Иванович говорит, что если предложенная сумма будет отличаться от названной экспертами, например, на миллион, он готов даже не идти в суд. Но если компенсация будет намного меньше ожидаемой, мужчина, как и соседи, с которыми он общался, готов судиться.
Конкретных сроков людям никто не называет. Планируется, что комиссия по оценке будет работать в поселке в течение лета.
«Я так поняла, что все вопросы [с компенсацией] только осенью будут решаться, а когда выезжать будем, я не знаю — по зиме, что-ли, мы должны уехать?», — возмущается Надежда Иванова.
А пока в готовящихся к сносу домах остановились все процессы: от ремонта и перекладывания пола до посадки помидоров. Ничего нового в домах на всякий случай не делают — чтобы усилия не оказались напрасными, если в скором времени придется переезжать.