Источник фото: предоставлено АО «Томскнефть» ВНК
Интересное

От геолога к черному фонтану: как развиваются нефтяные месторождения в Томской области

14:10 / 15.04.22
2398

И какое у них будущее

Мы в социальных сетях:

В первое воскресенье апреля геологи отметили профессиональный праздник. Традиционно он привязан к началу полевого сезона — разведки. А вот в Томской области активно геологи работают зимой: на месторождениях «Томскнефти», основного работодателя региона для таких специалистов. Главный геолог предприятия Ярослав Горбачев рассказал, что сейчас происходит в геологии Томской области, как она развивается и какие масштабные проекты ждут молодых специалистов.

Настоящее «Томскнефти» — только начало?

Возраст «Томскнефти» приближается к 60 годам, при этом компания, по словам главного геолога, находится в начале пути. На 32 лицензионных участках компании — 48 месторождений, 38 из которых активно разрабатываются.

Советское, Крапивинское, Лугинецкое, Вахское месторождения остаются одними из перспективных. Самое молодое — трехлетнее месторождение имени Ю.А.Чикишева.  Самое многослойное — Южно-Черемшанское. Самые непростые в разработке — Северное и Лугинецкое, таящие в себе нефть, попутный, свободный газ и конденсат.

Специфика работы компании в Томской области обусловлена Васюганскими болотами. Завозить оборудование, материалы на месторождения можно только по крепкому льду, а из-за теплых зим период, когда это можно сделать, становится короче.

«Мы трудимся на территории среднего Приобья и Томской области. Это – огромная площадь Васюганских болот. По легенде они были созданы плевком черта. И по площади они — как Франция. Поэтому половина месторождений – «жесткий» автоном. И в этом трудность – нужно так все спланировать, чтобы в 3-4 месяца холодов все успеть сделать. В связи с этим одна из основных задач – качественное планирование», — рассказал Ярослав Горбачев.

За 56 лет в компании сложились колоссальный опыт и традиции, однако в текущей ситуации предприятие возвращается практически к началу пути. Если 5-7 лет назад в год бурили по 150 скважин, сейчас в 5 раз меньше, добыча сократилась до 6 млн 200 тысяч тонн. К тому же многие месторождения вышли на 4 стадию разработки. Однако их можно вернуть на 3 стадию и повысить уровень добычи. В этом случае возможно реализовывать и масштабные проекты такие, как добыча третичными методами увеличения нефтеотдачи. Эта задача — не только для практиков-бурильщиков, но и для геологов.

КСТАТИ! На месторождениях «Томскнефти» добывают и газ. Запасы попутного и свободного газа на Герасимовском, Лугинецком месторождениях – колоссальные.  А возможности его использовать — еще шире: метан для отопления домов и нужд предприятий, бутан-пропановая фракция для газовых заправок.

Будущее — из древности: палеозойские отложения

Благодаря современным технологиям стало возможным добывать нефть палеозойских отложений. Как пояснил главный геолог предприятия, сейчас в основном разрабатывают осадочный чехол, отложения юрских, нижнемеловых и верхнемеловых пластов. Палеозойская нефть — это фундамент, где углеводороды находятся не в пористой породе, а в трещинах, которыми изрезан весь массив магматических пород. Пока это сложно для понимания: вторичную пористость трудно найти, предсказать, рассчитать запасы и извлечь. Однако это — будущее нефтедобычи.

Исследования ТПУ, научно-технического центра «Газпром нефти» и «Газпромнефть-Восток» говорят, что потенциал палеозоя в Томской области – примерно 300 млн тонн извлекаемой нефти. Потенциал месторождений «Томскнефти» из них — порядка 50 млн тонн.

Также сейчас запущен проект «Цифровая нефть», совместно с питерским НТЦ, ТПУ и «ТомскНИПИнефть». В этом цифровом продукте будут тестировать методы поиска пропущенных залежей. Нейросети «научат» анализировать весь массив геологических данных (а у «Томскнефти» он колоссальный) и рекомендовать, где начать более глубокую разработку. Ранее эту работу проводили вручную, и на Вахском месторождении в 2015 году прирастили около миллиона тонн извлекаемых запасов из новых залежей.

Какой ты геолог, если ты не экономист?

Все планы современные нефтяные компании оценивают с точки зрения эффективности, затрат и прибыли. Трудностей много – низкая проницаемость, автономность месторождений, дороговизна бурения.

«Когда я был молодым специалистом, говорили: какой ты геолог, если ты не экономист? И мне пришлось через несколько лет после того, как я начал работать – ехать учиться на экономиста. Потому что нельзя ни в коем случае идти на траты огромные, инвест-вложения без качественной экономической оценки эффективности. Ты можешь деньги потратить впустую, не достичь рентабельности – не говоря о том, чтобы работать в плюс», — рассказал Ярослав Горбачев.

Компания  — самый крупный налогоплательщик региона. Даже с непростой инфраструктурой Васюгана необходимо наращивать мощности, чтобы создавать рабочие места и вовлекать специалистов. Большинство работников «Томскнефти» — томичи, стрежевчане, жители Кедрового, со своими традициями и опытом. Это люди, которые знают свою землю и в работе чувствуют большую ответственность.

На предприятии стремятся применять разные подходы к труду, чтобы сами работники не «окостенели» и продолжали развиваться. Эффективность показали мультидисциплинарные команды, когда над проектом работают геолог, буровик, разработчик, строитель, геофизик, инженер.

«Персонал с интересом на это смотрит. Они работали по-другому, сейчас им дают что-то новое, это всегда интересно, тем более здесь стираются вот эти грани между разными подразделениями, нивелируется конкуренция — за результат отвечаете вместе. Это интересный способ труда, мне кажется, он мотивирует ходить на работу», — отметил главный геолог.

Между тем геологических кадров сейчас в отрасли не хватает: молодые специалисты не очень хотят ехать в маленькие города, не видят целей и перспектив. Как отметил Ярослав Горбачев, во многом на это влияет отрыв науки от производства.

«Многие по инерции выходят из студенчества и ставят во главу угла веселую жизнь, а не опыт и победы, которые они могут достичь в профессии. Все, что в голову вложили студентам – рано или поздно найдет применение, просто им нужно дать эту возможность», — отметил Горбачев.