Детская агрессия сильнее проявляется к 11 годам. В этом возрасте действия уже становятся осознанными и опираются на некоторый социальный опыт ребенка, который может быть и положительный, и отрицательный. Агрессия больше идет как реакция на те моменты, в которых ребенок (независимо от возраста) видит угрозу своим потребностям, рассказала редакции Tomsk.ru кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологии Факультета психологии и специального образования ТГПУ Евгения Дергачева.
Проявление агрессии у девочек и мальчиков различается, подчеркнула эксперт.
«У девочек агрессия проявляется не так эффективно, как у мальчиков (которые открыто могут совершать свои драчливые поступки, огрызаться, грубить, угрожать и пр.). У девочек агрессия больше вербальная, они пользуются сарказмом, «подколами» и словами, которые «бьют» по слабым местам человека, причем, девочки чаще провокаторы. Эгоистические тенденции в развитии личности (чаще у девочек) провоцируют психологическое насилие, особенно групповое», — обращает внимание психолог.
Систематическое унижение личности в разных проявлениях переходит уже в насилие, предупреждает Евгения Дергачева. По ее словам, в настоящее время однозначно определить, какое насилие преобладает в определенном возрасте, сложно, однако, в большей степени наблюдается эмоциональное (психологическое) и физическое, потом идет кибербуллинг.
С запросами о проблеме насилия к томским специалистам обращаются довольно часто, как практика показывает, это и есть больше психологическое насилие через речевую агрессию.
Работа ведется как с ребенком-жертвой, так и с его родителями. Им помогают правильно посмотреть на ситуацию и вместе ее решить. Детям психологи также предлагаются техники поведения/ответа, которые можно использовать, когда чувствуют давление со стороны сверстников. По словам Евгении Дергачевой, родительское вмешательство в подобную ситуацию играет огромную роль.
Подробнее о том, как действовать ребенку и родителям в ситуации проявления агрессии и насилия томичам сегодня расскажут в ходе открытого онлайн-лектория. Он состоится 14 апреля в 19 часов.
Ранее мы рассказывали, что томские школьники считают ситуации травли неизбежными.
Кстати, по мнению регионального Уполномоченного по правам ребенка Ларисы Лоскутовой, современным педагогам не хватает компетенций по профилактике травли детей.
О природе школьных конфликтов рассказала также педагог-психолог одного из томских образовательных учреждений.