Томский IT-бизнес начал открывать представительства за рубежом – для упрощения работы с иностранными заказчиками после введения экономических санкций против России. Так, офис компании «Bitworks» теперь работает в Ереване. Как сообщил Tomsk.ru руководитель отдела разработки Иван Кудрявцев, новых специалистов в компанию сейчас нанимают только с условием релокации в Армению, или тех, кто живет вне РФ.
«Открывать компанию в Ереване я полетел 12 марта, это получилось сделать довольно быстро, за 1-2 дня. Правда, банки Армении оказались не готовы к такому большому наплыву компаний, ИП, физлиц из России – до 1 апреля физлицами, к примеру, было открыто 27 тысяч счетов, несмотря на то, что в Армении работает карта «Мир» и с Россией хорошие межбанковские отношения. Счета сейчас открывают довольно долго, процедуры KYC усложнились – банки стараются убедиться в том, что это не “прокладка”, что реально бизнес будет вестись в Армении, что будут устраиваться местные и релоцируемые сотрудники, что деньги в РФ будут переводиться только в рублях, а не долларах (как попытка обхода ограничений)», – рассказал редакции Иван Кудрявцев.
Сейчас для открытия банковского счета нужен релокационный пакет документов компании, тот же учредитель, аренда офиса, возможно, аренда недвижимости учредителем на продолжительный срок. В некоторых банках есть и особые требования, такие, как потеря резидентства РФ (180+ дней вне страны).
Одно из основных направлений деятельности «Bitworks» — разработка финтех-сервисов, все клиенты — за рубежом. Поэтому с точки зрения бизнеса офис в Ереване – один из способов сохранить западных партнеров.
«Платежи — важная составляющая бизнеса, но я вижу, что для западных клиентов вопрос, скорее, в “этичности финансирования”. В этом смысле добавление Армении или Казахстана в цепочку поступления денег в РФ — это не решение проблемы, — говорит Иван Кудрявцев. — Для нас офис важен не как помещение со столами и креслами, а как компания, находящаяся в цивилизованном пространстве без обременений. В этом смысле мы сотрудников не ограничиваем в нахождении в Армении, им необходимо лишь устроиться и находиться в любой нейтральной стране. Рассматриваем возможность открытия офиса и в других странах, но для этого важна визовая доступность для сотрудников, удобство логистики, хорошая налоговая система. В Грузии, к примеру, все эти факторы присутствуют, но счета в банках юрлицам открывать перестали — мой знакомый уже месяц не может открыть счет в Тбилиси».
По словам Ивана Кудрявцева, у «Битворкс» есть также свой продукт в сфере компьютерного зрения и ИИ, первоначально ориентированный на рынок РФ. Но, поскольку современное серверное, edge- и ИИ оборудование в РФ больше не импортируется, продукт будет переориентироваться на западный рынок.
«К армянскому офису мы пока относимся как к возможности: ряд сотрудников не готовы менять место жительства, и насильно их никто не уговаривает. С другой стороны, есть ряд интересующихся и сильно интересующихся, ситуация постоянно меняется, самый яркий прецедент – это смена настроения от “нет” к “да, я хочу” за две недели. Но новых сотрудников мы нанимаем только с желанием релокации или уже находящихся вне РФ. В целом сейчас на рынке много специалистов, которые ищут работу именно с релокацией. У многих завышенные требования, многие просто не понимают, что происходит, но факт, что людей в поиске стало много», – рассказывает Иван.
По его мнению, в России в ближайшем будущем крупные и выгодные заказы останутся только в госсекторе:
«Вероятно, они будут через сеть подрядов и субподрядов распространяться до конечных исполнителей, что приведет к более высокой конкуренции за деньги, более низким зарплатам (хотя они будут зависеть от динамики потери специалистов). Возможно, потеря кадров будет больше, чем спад экономики, и оставшиеся люди станут еще более “элитарным” классом, а возможно, что и наоборот: спад экономики будет больше, чем необходимо для сохранения баланса».
Как отметил Кудрявцев, объем заказа ПО от негосударственного бизнеса, вероятно, снизится в ближайшие годы, поскольку при спаде в экономике компании будут стремиться больше сохранять и меньше инвестировать в проекты с долгой окупаемостью. Кроме того, ряд инициатив, направленных на оптимизацию производств, могут начать восприниматься как антисоциальные и будут на паузе до возобновления роста экономики.