Вечером 24 марта в Томске свои совсем небольшие, но такие яркие и вдохновляющие гастроли завершили четверокурсники Школы-студии МХАТ, которые в рамках своей Лаборатории два дня подряд показывали томичам на что они способны. Спойлер: на многое. Во второй гастрольный день зрителя ждала комедия Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь», довольно классическая пьеса, которую молодые и жадные до энергии мхатовцы превратили в самый настоящий фарс, торжество пластики, любви и жизни. И это было незабываемо. Но обо всем по порядку.
В отличие от первого выступления студентов МХАТа сюжет в постановке есть, и перекочевал он напрямую из пьесы. В истории смешалось все — свадьбы афинских вельмож и их детей, которые в итоге сойдутся в самый настоящий любовный прямоугольник, попытка актеров-ремесленников поставить свой спектакль и даже полноценным, практически божественным интригам лесных эльфов место найдется.
Казалось бы, так много разных персонажей, так много линий повествований, то одни влюбленные сбегают, оставляя разбитые сердца, то царь эльфов Оберон решает попросить своего друга и помощника Пэка или Доброго Малого Робина найти цветок, в который угодила стрела Купидона, чтобы наказать свою жену прекрасную Титанию. Ведь если соком этого цветка смазать веки, то первый, на кого посмотрит спящий, станет его единственным предметом обожания. И все в таком духе. Да, будем честны «Сон в летнюю ночь» — это не самый простой для понимания средним зрителем материал, учитывая огромное количество персонажей, сюжетных линий и их пересечений. Но это, да простит нас Шекспир, не так уж и важно в данном случае, ведь во главу угла студенты ставят любовь.
И тему любви принято было раскручивать через порою несерьезные, шутливые и даже хулиганские формы, транслируя классические шекспировские перипетии то в традиционном ключе, то, снимая все жанровые ограничения, в самом декадентском и постмодернистском образе, ломая четвертые стены и переворачивая само представление с ног на голову.
При этом крайне необычно наблюдать за взрослой шекспировской постановкой, в которой нет ни одного взрослого. Все роли отданы молодым студентам, отчего в первые секунды не покидает чувство необязательности просмотра спектакля, но с каждым действием, с каждой сценой мхатовцы дают понять, что они из себя представляют. Их энергия и жажда оживить одну из самых классических и затертых пьес превращают «Сон в летнюю ночь» в прелестный балаган с миллионом неожиданных ходов. Нужно перепеть Макса Коржа? Запросто. Устроить афинянам свадебную фотосессию? Проще простого. Дать в руки одной из героинь гранатомет? Ни слова больше.
И все это не шутки ради того, чтобы удивить или сделать по-своему только потому, что больше нечего добавить в пьесу, где все уже все сказали, а что-то свое привнести попросил режиссер. Нет, это лишь проявление свободы одной очень молодой и талантливой труппы. Они могут превратить Шекспира в хаос ради развлечения, ради собственного желания самовыражения, и выглядит это именно так. Никакой искусственности и наигранности, отсутствие снобизма, лишь попытка развлечься самостоятельно и заинтересовать этим необычным действием зрителя, который в какой-то момент даже может начать гадать: где же молодые артисты могли свернуть в сторону чистой импровизации, оставляя за собой право делать все, что захотят, а сворачивали ли они вообще?
И при всей этой простоте, которая остается такой лишь на первый взгляд, скрывается действительно серьезная и кропотливая работа, требующая от ребят максимальной самоотдачи и включения всех навыков, что они приобрели во время обучения. В спектакле очень много элементов пластического театра, много юмора, как вербального, так и молчаливого, множество различных действий с очень четким таймингом и заметной тонкой режиссурой. Но на всем этом серьезном профессиональном и техническом каркасе стоит очень легкая, абсурдная и пропитанная свободой, жизнью и любовью постановка.
Да, без минусов и ошибок тоже не проходит, где-то случаются оговорки, где-то может подвести реквизит, но все эти помарки блекнут под драйвом и заразительным хулиганством студентов Школы-студии МХАТ, которым удалось удержать бешенный ритм собственной энергии и заданный темп постановки, получив в конце свои заслуженные овации. Сказать тут можно одно, если будете в Москве, то стоит увидеть «Сон в летнюю ночь» своими глазами.
18+