Источник фото: Фото предоставлены Юлией Ананьевой
Актуальное

Маленький бизнес в кризис: томская мастерица о хендмейд-индустрии

17:00 / 21.03.22
2579

Поговорили с представителем личного маленького бизнеса и узнали, как обстоят дела в мире хендмэйда

Мы в социальных сетях:

Большой бизнес ощутил на себе значимые изменения: поставки дорожают, ценник меняется, и даже закупки у российских поставщиков не всегда могут выручить – некоторые и сами заказывают из-за рубежа. Такие предприниматели – часть большой паутины, где колебания на одном конце неизменно дойдет до другого. Но есть в Томске и частные «предприятия», где один человек себе и начальник, и работник, и производитель – это hand-made. Поговорили с томской рукодельницей и узнали, так ли пострадали такие предприятия.  


Юлия Ананьева ушла из офиса, где перебирала бумажки, и вот уже восемь лет создает украшения из полимерной глины. В ее группе можно заказать индивидуальные украшения: серьги-малинки, кружки с любым рельефом по желанию заказчика, баночки с вкусным печенюшным декором, ягодные браслеты и многое другое – на что только хватит фантазии. Даже кубик рафинада можно смастерить – правда, чтоб это сделать, нужен настоящий сахар, а он сейчас быстро исчезает с полок.

ВИДЕО: https://vk.com/podarki_ukrasheniya_kruzhki

Ценовые потрясения мастерица не заметила – пока была в декрете, за ценами не следила. Но когда пришло время заказывать материалы, поняла – если цену не повысить, то доход будет небольшим для содержания семьи.

«Ценник поднялся.  Грубо говоря, пластика (полимерная глина, материал для лепки /прим.ред.) стоила 100 рублей – сейчас 200. Кружка для декора была 100 рублей – стала 300. Я застала первый скачок доллара где-то лет шесть назад, там тоже резко выросла пластика  в цене. Очень много мастеров перестали лепить тогда, думаю, и сейчас многие уйдут», – вспоминает Юлия Ананьева. 

Мастерица закупилась большинством материалов на год-два вперед еще по старым ценам, поэтому подъем цен по ее клиентам не ударит. Плюсом стало и то, что достойные материалы есть и у российских производителей. Куда меньше повезло тем, кто делает мыло и свечи – чаще всего они заказывают материалы и уже отмечают, что те подорожали в два раза.

ФОТО: Юлия Ананьева / https://vk.com/shine69

«Удалила Инстаграм. На автомате тыкала вчера на несчастную иконку раз 30. Ничего не грузится. Решила – все. Значит, надо удалять. Зато будет больше времени, чтобы здесь привести все в порядок, чему я очень рада. Ну что? Начинаем с чистого листа», – написала Юлия Ананьева в своей группе ВКонтакте.

Для многих хэндмейд-мастеров большой потерей оказалась блокировка Инстаграма – соцсеть была основной рабочей продажной площадкой для многих рукоделов. Все массово перешли в Телеграм и ВКонтакте, но остались практически без подписчиков. Рукодельница рассказала, что из ее инста-аккаунта в ВК перешло три человека, а у ее знакомой-педиатра из Инстаграма на 26 тысяч подписчиков в группу ВК подписалось всего две тысячи.

Предприимчивость Юлии Ананьевой сыграла ей на руку – она вела соцсети и в ВК, и в инстаграме:  «Как говорится, нельзя складывать все яйца в одну корзину». Правда, в ВК сейчас много лишнего: рукодельница, сравнивая инстаграм и вк, отмечает, что в ВКонтакте много рекламы, а посты идут не по порядку, а что больше лайкают. Инстаграм в этом плане был удобнее.

«Мне кажется, вообще люди остались без подписчиков – соответственно, без продаж. Страшно, что годами собирали народ, платили за рекламу, делали визитки и раздавали, а оно все за пару дней полетело. Все ломанулись в ВК. Лента пестрит: ох, как жить, надо все заново начинать. У меня продаж в этом месяце не было. Пытаюсь реанимировать свою группу в вк – надеюсь, получится».

У томских рукодельников вскоре будет новая площадка – власти разрешили ярмарки, и можно будет работать летом вживую. И в целом, отмечает мастерица, продавать из наличия легче, чем на заказ – в планах даже есть поездка на Алтай, где много туристов. А пока зима, Юлия подумывает проводить мастер-классы.

ФОТО: Юлия Ананьева / https://vk.com/shine69

Ранее мы писали, что сейчас происходит с ценами в бьюти-индустрии, а также искали альтернативы ушедшему с российского рынка масс-маркету в секонд-хендах и среди томских брендов.