Пока добрая половина взрослого населения региона скупает в магазинах сахар и бытовую химию, автовладельцы «рвут на себе волосы», пытаясь все денежные запасы вложить в автозапчасти. Цены на эту категорию товаров никто не сдерживает, поэтому в сторону увеличения они меняются каждый день. Достаточно просто вбить в интернете в строке поиска название или номер детали и мониторить, как счетчик добавляет ежедневно рубли и тысячи к ранее обозначенной цене.
Своими историями «погони» за доступными автозапчастями редакции Tomsk.ru рассказали томич Павел (LADA Kalina и Mitsubishi Lancer) и северчанин Егор (Toyota Ractis и Skoda Fabia). Они отвечают за обслуживание автомобилей в своих семьях, а потому последние три недели всю «заначку» спустили в интернете и городских магазинах автомобильной тематики, а также в автосервисах, куда поспешили «загнать» авто для ремонта по старым ценам.
Из того, что пока не подорожало: это работа автомехаников. Часть мастерских не повышают стоимость своих услуг, чтобы и так не потерять клиентов, которых «задушили» цены на комплектующие. Кто-то присматривается к тенденциям на рынке и не исключает, что скоро все будет дороже, в том числе и труд специалистов. Ряд предпринимателей считают, что зарплаты автомехаников вырастут в том случае, если им платить процент от стоимости запчастей, которые используются при ремонте авто.
Вся зарплата — в автосервис
Павел успевает обслуживать не только свою отечественную машину, но и иномарку тещи. Сейчас он не знает, в какое из авто больше вложиться, чтобы оно было на ходу до следующей зимы. Надо ездить на работу в пригород, потом пойдут дачные заботы, каждый будний день нужно возить ребенка в сад. Отказ от личного транспортного средства достаточно критичен. Недорогой ремонт молодому человеку помогают обеспечивать родственники и знакомые в автосервисах, но даже они не в силах повлиять на итоговую стоимость замены комплектующих по старым ценам, многие детали идут под заказ из Новосибирска, а там уже на складах произошла переоценка. Ажиотаж приводит к мысли о потенциальном дефиците на рынке автозапчастей. Поэтому незначительный ремонт иномарки обойдется северчанину в 40 тысяч рублей.
«На «Лансере» бампер куплен не оригинальный, по старой цене, сейчас он почти в 2 раза дороже! «Калину» мне сделают как постоянному клиенту тоже по дешевле! Сейчас с ценообразованием сложно: кто какую цену хочет, ту и ставит», — посетовал Павел.
Цены меняются каждый день
Егор обслуживает автомобили сам, делает все строго по рекомендациям. И потому не может себе отказать в плановой замене комплектующих. Вот только цены растут на них в таком темпе, что томич не знает, как планировать расходы. За одну и ту же запасную часть для иномарки томские автосервисы просят от 29 до 57 тысяч рублей. Стоимость работы по ее замене варьируется от 5 до 15 тысяч рублей, но эту процедуру Егор может провести и сам. Чтобы не потратить сразу две зарплаты на ремонт одного авто, предприимчивый сибиряк решил заказать деталь в московском интернет-магазине. Чему очень рад, так как потратить пришлось менее 17 тысяч рублей, а через шесть дней цена на ту же позицию выросла почти на 8 тысяч рублей.
Закупился Егор в первые дни резкого повышения цен и расходными материалами для своих авто. Приличную сумму за раз пришлось потратить на масло для двигателей двух машин, масло для вариатора, воздушные фильтры, дворники, а также аккумуляторы. Цены на последние выросли в Томске на 2,5-3 тысячи за штуку.
Как сообщили Tomsk.ru в специализированных магазинах, цены на аккумуляторы меняются каждый день в сторону увеличения. Особых перебоев с товаром не ожидается, не будет только очень дорогих японских позиций из-за чрезмерно высокой цены и отсутствия спроса у покупателей.
Автомасла тоже за две недели подорожали на 1 000-1 500 рублей.
Ту позицию, которую Егор купил 3 марта за 3 141 рублей, сейчас в этом же магазине можно приобрести только дороже 4 500 рублей.
Рост цен — не самое страшное
Специалисты прогнозируют несколько путей развития ситуации с рынком автозапчастей.
Если проблема поставок не будет оперативно решена на мировом уровне, уже в апреле начнутся сложности с покупкой самых популярных расходных материалов: масляные и воздушные фильтры, тормозные колодки, диски, амортизаторы, элементы подвески.
Прошлых цен покупатели уже не увидят, удорожание вдвое — это еще самый оптимальный вариант. Часть продавцов будут искать альтернативные варианты поставок качественной продукции, другие — перейдут на некондицию и контрафакт. Через несколько месяцев уже будут созданы новые логистические цепочки, в них войдут страны, которые не хотят остаться без российского рынка сбыта.
Опытные автовладельцы озадачены сейчас и тем, что автомобили не только ломаются, но и бьются. Поэтому теперь томичей волнует вопрос, как изменится система ОСАГО, КАСКО. Насколько увеличится стоимость полисов и будет ли хватать страховой суммы для покрытия расходов в случае ДТП.
Эксперты пугают еще одной проблемой: из-за ухода из России крупных международных компаний по производству, продаже и обслуживанию автомобилей возможен рост числа угонов машин. Их будут разбирать и продавать комплектующие на черном рынке.