Блогеры, мастера по маникюру, аккаунты СМИ, кафе, ресторанов, частных предпринимателей и многих других — все они остались без главной площадки для продвижения, остались без Инстаграма. В конце прошлой недели Роскомнадзор заявил о блокировке социальной сети, которая официально попала в реестр запрещенных сайтов 14 марта. Кто-то остался без работы, кто-то окончательно потерял заработок, а кто-то совершенно не почувствовал изменений.
Tomsk.ru пообщались с томскими блогерами, представителями инстамедиа и простыми пользователями Инстаграм, чтобы выяснить, какие же социальные сети придут на замену, долго ли к ним привыкать и есть ли у этой ситуации счастливый конец.
Олег, копирайтер
Возможно, скажу не самую популярную мысль, но я даже немного рад тому, что Инстаграм перестал быть чем-то важным и нужным для нас. Это не просто таймкиллер, это полноценная платформа, которая влияла на сознание и активно засоряла эфир. Просыпаемся и лезем в инсту, едем на работу — листаем ленту, обедаем — смотрим сториз. И частенько же такое бывало, что из-за Инстаграма портилось настроение или к концу дня ты понимаешь, что ничего уже делать не хочется, потому что все силы ушли туда. А ведь еще несколько соцсетей требуют активного внимания. Так что может оно и к лучшему, если мы получим такой вот необычный и вынужденный рехаб от Инстаграма. Все вернутся в ВК или начнут писать какие-то приятные и искренние тексты в телеграм-каналы. Вот это уже то, что может понравиться и помочь в это непростое время.
Максим Ваганов, руководитель издания «Постер»
Почти 3 года назад мы запустились как инстаграм-журнал. Это была вынужденная мера, так как у нас не было денег на создание и продвижение большого проекта. Путь инстаграм-журнала нам казался тогда логичным и несложным. Осенью 2021-го мы стали думать о развитии проекта и выходе на другие площадки. Так появился сайт-сервис «Постер.Гид». Когда только пошли разговоры о блокировке инстаграм, мы решили, что это отличный повод оживиться и начать работать в том самом направлении расширения. Так мы завели телеграм-канал «Постер | Томск», где пробуем новые для себя форматы: раньше мы не занимались новостной повесткой, теперь пишем новости о культурной и фуд-жизни Томска в Telegram.
Основной упор мы сейчас будем делать на Telegram, как более и менее стабильную (в последнее время) площадку. Нам сложно, так как мы всегда делали ставку на визуал и фотоиллюстрирование, а в мессенджере это сделать не совсем выходит, но мы будем стараться найти применение нашим навыкам и здесь. Совсем из Инстаграма уходить не планируем, так как большой процент аудитории или не заметили проблем с доступом к приложению, или пользуются vpn-сервисами. И мы считаем, что рано или поздно мы все все-таки вернемся в эту социальную сеть.
Катя, фотограф
ВКонтакте никогда не был для меня чем-то неисхоженным и неудобным. Я давно пользуюсь этим приложением, многих моделей на съемки до сих пор ищу через него, например. Я создала свое сообщество с творчеством еще в прошлом году, но вела его в формате черновика — писала посты и делилась своими работами, но не звала никого туда подписываться, наверное, зря. Сейчас, после ухода Инстаграм из нашей жизни, я полностью нацелена на ВКонтакте, самое важное, что его отличает от всех площадок на данный момент — это возможность продвигаться и растить аудиторию. А так, это не конец света, адаптироваться можно ко всему, не вижу смысла впадать в панику из-за отключения какой-либо площадки — нужно быть к этому готовым всегда!
Дмитрий Поляков, автор проекта «Музей подъездов Томска»
С учетом, что проект только начался и у него очень узкая аудитория сильно на нем блокировка не отразится. Буду так же продолжать его развивать, так как это фактически мое хобби, а не способ заработка. Так же буду вкладываться в развитие телеграм-канала. Там страница проекта была с самого начала. Но сама блокировка инсты как огромной площадки для заработка иных людей и предпринимателей — это катастрофа.
Елизавета Кузьмина, инстаблогер
Начнем с того, что блог в Инстаграм — это не основная моя деятельность. Да и даже не деятельность, а увлечение, поддержание личного бренда, ведение дневника событий. Да, время от времени, были бонусы при размещение рекламы коммерческих организаций. Но повторюсь, что это сейчас не основа. Поэтому удара финансового нет, но есть эмоциональный. Потому что привыкли к стабильности, к красивой ленте, к списку подписчиков из разных регионов и стран.
Прошли сутки и мы понимаем, что Инстаграм с помощью обходных путей работает. Что-то надолго планировать в наших реалиях сложно, поэтому вернулась во ВКонтакте, завела телеграм-канал. Хорошо, что страница в ВК у меня еще с 2007 года, поэтому аудитория тут самая разнообразная. Будем активизировать, вести «дневник» здесь.
С Telegram сложнее, просто потому что новая для меня платформа. И буквально вчера определилась, в какую сторону переоформлю свой канал. Будет про культуру, еду, места, события, куда пойти и чем заняться, с моей авторской точки зрения. Общаясь с блогерами, кто больше уделяет время своим блогам, уже вижу, что это однозначно только возможности! Да, много сетей надо вести, да придумывать и быть уникальными, но вы только представьте, что и рекламы станет в два раза больше.
Ксения Мухаметова, предприниматель
Магазин в Instagram мы открыли в декабре прошлого года, за это время успели набрать 250 подписчиков, 70 из которых присоединились к нам за несколько дней до того, как перестал работать таргет. Мы только-только настроили эффективную рекламу, каждый день подписывалось все больше людей, шли заявки, да и цена была приятная. Планы уже были грандиозные, пока все не закончилось. Да еще и в преддверии 8 Марта, что может быть хуже для магазина подарков? Но мы не отчаялись и стали искать другие методы продвижения: раздавали флаеры и даже расклеивали объявления.
Нужно было что-то очень быстро придумывать, потому что праздник приближался. Фокус сместился на рекламу, контента стало меньше, и даже были отписки. За день до блокировки попробовали перевести аудиторию в группу ВК, которую незадолго создали. Перешло очень мало человек. Но команда FREЯ BOX не намерена отчаиваться. Будем обучаться и приспосабливаться к другим площадкам, благо команда собралась замечательная.
Катя Берг, фотограф и smm-специалист
Закрытие Instagram — момент неприятный, но для бизнеса не смертельный. SMM и ведение соцсетей — это прежде всего маркетинг, продажи и выстраивание диалога со своей аудиторией. Instagram здесь только один из инструментов. Конечно, со своими особенностями и функционалом, к которому многие привыкли. Тем, у кого это был единственный канал продвижения, сейчас придется подсуетиться, реагировать быстро. Но освоить новую площадку — vk, tenСhat, telegram, «Яндекс.дзен» и другие — не так уж трудно. Основные приемы маркетинга останутся прежними, изменится только формат контента. На моей работе блокировка скажется сильно. Раньше основными услугами для меня были фотоконтент для Instagram, планирование ленты для блогеров и бизнеса. И я занималась ведением аккаунтов в «инсте» для нескольких проектов. Сейчас перестраиваю полностью свой подход и перехожу на другой формат услуг, потому что основными сейчас для меня будут vk, tenСhat и дзен: меньше фото, больше текста, графики и интерактивов. Работы не станет меньше, и люди по-прежнему будут продавать через соцсети, но площадки будут другими — придется принять и приспособиться.
Аня Невзорова, мастер по наращиванию ресниц
Продажами своих услуг через Instagram я занимаюсь уже более 6 лет. Это была очень удобная площадка, с большим количеством полезных инструментов. Хайлатсы прекрасно подходили для закрепления важной информации, а таргет прицельно работал на того, кто заинтересован в конкретной услуге или товаре. После информации о блокировке платформы, мы с командой сразу создали альтернативную площадку для работы – Telegram. Туда, на сегодняшний день, перешло около 30 % от общего количества подписчиков в Instagram. Это очень небольшой процент. Сейчас все страшно и непонятно, но мы будем стараться стабилизировать и нормализовать нашу работу в тех условия, которые нам сейчас диктуют. Жизнь на этом не заканчивается.
Анна Коновалова, интернет-маркетолог, фрилансер
Пострадает ли бизнес от блокировки Instagram? Да, несмотря на то, что есть другие сети, каналы коммуникации как онлайн, так и офлайн. Instagram давно является площадкой для выстраивания продаж, для работы с аудиторией, построения бренда и для выхода на новые рынки. Для кого-то это тот канал коммуникации, где сосредоточена основная аудитория. Уйдет ли аудитория в тот же «ВКонтакте», можно ли будет работать с ней там? Какая-то совершенно незначительная часть восстановит или зарегистрирует аккаунт, но этот процент незначительный. Сеть не сильно изменилась с того же 2009 года, да, были какие-то обновления, но для того же бизнеса они не существенны и погоду не делают. Instagram — давно не площадка для размещения фоточек, видео и пустой траты времени. Это один из основных каналов для бизнеса. Те же кризисные коммуникации и клиентская поддержка — все в нем. Насколько удар сильный? Он ощутимый, особенно для тех, для кого этот канал был основным, а остальные дополнительными. Уменьшение продаж, их ощутимое падение, сужение аудитории, закрытие рынков сбыта, стагнация, а не развитие. Другие площадки приспособить можно, можно расширить рекламу не только на сети, но и на геосервисы, сайты и так далее. Но толку в этом будет мало, аудитория не будет искать, людям так неудобно. Instagram был площадкой, удобной для читателей и владельцев бизнеса как крупного, так и малого. Есть или будет альтернатива? Уверена, что нет. Кто еще не понял, поймет чуть позже, что на других площадках инструментарий для работы слабый.
Ранее мы разбирались, почему новое — хорошо забытое старое и как сдуть пыль с забытых соцсетей.
Авторы материала: Мария Лобанова и Вячеслав Серов