Источник фото: Святослав Зырянов/Tomsk.ru
Движ с Серовым

Побороть «русскую хтонь» и полюбить искренность: каким получился новый спектакль Дмитрия Гомзякова?

16:04 / 19.03.22
5264

Рассказываем о новой работе томского театрального режиссера

Мы в социальных сетях:

Дисклеймер: то, что вы прочтете далее, исключительно авторское мнение, соглашаться с ним или нет — дело каждого.

В Томском Театре юного зрителя состоялась премьера новой постановки режиссера Дмитрия Гомзякова под ироничным названием «Лучший спектакль малой формы». По словам самого режиссера, новый эксперимент был нацелен на попытку преодолеть «русскую хтонь», так активно воспетую и культивированную отечественными классиками вроде Достоевского. Обычному зрителю думалось, что на свет появится какая-то легкая комедия, которая сможет разгрузить в это непростое время, но авторский стиль режиссера, необычное чувство юмора вместе с тонной искренности и нотками антимилитаристского настроения подарили одну из самых неоднозначных работ Гомзякова. Плохо ли это? Совершенно точно нет. Но обо всем по порядку.

«Лучший спектакль малой формы» не имеет под собой литературного первоисточника, да он в нем и не нуждается. В открывающем первом акте перед зрителями открывается самый настоящий живой подкаст, в котором, как и онлайн-пространстве, сидят такие родные и близкие, но совершенно не знакомые по сути и смыслам нам люди. Они говорят о своем детстве, листая гугл-карты и показывая места, где родились и выросли, рассказывают личные истории, и совершенно нет никакого сомнения в том, что это не выставленная на общее обозрение вещь, которыми, в общем-то, никто не привык делиться публично. Особенно перед незнакомыми людьми.

Все это действие — лишь очередной виток Гомзякова в попытке исследовать новую искренность и еще глубже понять течение метамодернизма. Ведь лишая актеров готового текста, и оставляя установку на рассказ историй о себе, автор позволяет действию создавать само себя, открывая миллион путей для интерпретации увиденного и заставляя зрителей погружаться внутрь себя, невольно задумываясь, а какую точку на гугл-карте укажет он. И тут можно было подумать, что подобный метод отлично сработал в спектакле «Дальше», сделав его самым настоящим хитом ТЮЗа и апофеозом отображения театрального метамодернизма в регионе, но с этим зритель уже свыкся, он не хочет еще раз проходить все то же, но тут режиссеру есть чем удивить.

Оставшиеся действия становятся более постановочными, глубокими, актуальными и не лишенными нетривиального символизма. В одной сцене Гомзяков катком проходится по современным трендам, превращая пресловутые «марафоны Блиновской» в самую настоящую сатиру. В другой — решает провести легкую деконструкцию патриархального строя, создавая гротескное понимание маскулинности и того, как же она все-таки влияет на сознание современных российских мужчин, насколько мучительной и не созидательной она может быть. При этом не теряя градус комедии, зал не находится в шоке, залу остается только смеяться. И все это плавно закругляется важными в понимании исторического момента темами любви к родине, несмотря на всю ее тяжесть, грузность и абьюзивность, и разрушении той самой «хтони», попытке придать легкость одному из самых главных ее певцов — Федору Михайловичу Достоевскому одетому в смешную и воздушную пачку балерины.

Можно подумать, что все эти блоки, режиссерские решения и разность стиля подачи в рамках одного произведения — все это сложно, надумано и попросту претенциозно. Однако, работая в комплексе, «Лучший спектакль малой формы» работает как очередное жутко необходимое и актуальное терапевтическое средство. Через одну-единственную постановку Гомязкову удается пронести множество действительно важных тем: от поиска собственного счастья, гуманизма, человеческой осознанности, пацифизма и роли смеха в нашей жизни до бессмысленности надоевшего постмодернизма, важности творчества, живого ума и способности видеть, слышать и любить. Дмитрий пытается донести до зрителя, что русский — это необязательно унылый и скорбный в общем метафизическом понимании человек. У каждого из нас есть свои трагедии, но легкости, счастья и открытости миру у нас все еще больше.

По итогу получается комплексное произведение, каждое из действий которого так или иначе помогает понять нам самих себя. Заглянуть как можно глубже, оттолкнуть что-то негативное и постараться принять новое в жизни. Избавиться от стандартных и шаблонных паттернов поведения, осознать, что все вокруг могут бояться, сомневаться и отступать. Спектакль отлично дает понять, что общество вокруг нас — это не только совершенно незнакомые люди, но и те, кто испытывает то же, что и мы, может запросто нас понять и выслушать. «Лучший спектакль малой формы» — это прекрасное пособие по сплочению и искренности, ознакомиться с которым нужно хотя бы однажды.

18+