Источник фото: Tomsk.ru / Евгений Сусенков
Интересное

Союз истории и закона: как выпускник-историк возглавил юридический вуз

14:00 / 14.03.22
5339

Слышали стихи поэта Роберта Рождественского о Томске?

Мы в социальных сетях:
Студенческие годы – одна из вех, определяющих жизнь человека, а общность по отношению к вузу – повод для гордости. Где бы ни оказались выпускники Томского госуниверситета, какой бы профессиональный путь ни выбрали, Томск для них – alma mater. В третьем сезоне проекта «Выпускники ТГУ» мы собрали истории, как учились и с чего начинали люди, связавшие жизнь с предпринимательством и IT.

Слышали стихи поэта Роберта Рождественского о Томске? Томич Евгений Сусенков любит цитировать одно четверостишие автора:

«Так уж начертано волей судеб,

не принимаю ничьих возражений:

если ты в Томске, ты — или студент,

или имеешь к тому отношение…»

По сути в этих строках — вся жизнь Евгения. Сначала — студент на истфаке ТГУ, а сейчас — директор Западно-Сибирского филиала Российского государственного университета правосудия.

***

Я большой патриот Томска. Родился здесь, учился, как любой советский мальчишка ездил на лето в пионерский лагерь, читал приключенческие исторические книжки. В принципе, тема истории очень сильно увлекла и альтернатив, куда поступать, у меня не было. Я целенаправленно готовился на исторический факультет ТГУ и поступил туда в 95-м году.

Ожидания от учебы оправдались. Во-первых, у нас был фантастический преподавательский состав, многие произвели впечатление с первых лекций. Котляров Александр Никитич, Майоров Николай Иванович, Гурьев Вадим Сергеевич, Малых Александр Алексеевич, Жеравина Анна Георгиевна, Могильницкий Борис Георгиевич, Сухотина Людмила Григорьевна, наш любимый зам. декана Попов Александр Николаевич – я о них бесконечно могу говорить с благодарностью. Это преподаватели советской университетской школы в лучшем понимании этих слов.

Середина 90-х была временем двойственным. С одной стороны мы сдавали «Историю большевизма» и конспектировали избранные труды В.И. Ленина, преподаватели следили за новыми научными подходами и современными методологиями, которые постепенно появлялись в стране. Они охотно обсуждали это со студентами в весьма демократичной, свободной форме. И давали взглянуть на вещи глубже, чем в школе по учебникам. Нас учили не просто зубрить информацию, а уметь ее анализировать, мыслить логически. Учили прежде всего думать, причем думать системно. Мне, кстати, это помогло и в дальнейшем, когда я получал второе высшее образование – юридическое. Используя навыки системного мышления, мне уже было проще постигать азы юридической науки, основы гражданского, уголовного и административного права.

Исторический факультет ТГУ также издавна славился студенческими традициями, их было очень много: знаменитая Маевка, «Ностальгия», медиана, день пива, спортивные праздники и другие. Студенты ездили в археологические экспедиции, проходили педагогическую практику.

«Учился я с удовольствием. Зимние сессии сдавал на «отлично», а вот весенние уже посложнее давались – там обычно «четверки» были. Да и, помимо учебы, масса активностей была!»

Вместо TikTok — научка, вместо моря — Киреевск

Понятно, что раньше не было Instagram, TikTok, гаджетов. Зато мы много общались! Корпус историков, так называемый БИН, стоит по соседству с Научной библиотекой, так что практически всегда после занятий мы бежали не домой, а в научку. Не только учиться даже. Помимо подготовки к семинарам, «научка» была своеобразным клубом – там учились, общались, дискутировали, даже с девушками знакомились! Сейчас время изменилось. Я буквально пару недель назад заезжал по работе в библиотеку – залы пустые. Современная библиотека –  это скорее коворкинг-пространство, чем место для учебы и общения студентов.

«С большой благодарностью вспоминаю военную кафедру. Нас, историков, готовили по специальности «Военная разведка». Среди преподавателей было немало боевых офицеров, прошедших Афганистан. Я в армии хоть и не служил, но за время обучения на кафедре, прохождения военных сборов освоил многие вещи, прежде всего – ответственность и дисциплину».

Летом, после сдачи сессии, мы с друзьями отправлялись на весь июль в спортивно-оздоровительный лагерь ТГУ в Киреевске, на берегу Оби. Лучшее время в моей студенческой жизни, наверное! Там были ребята со всех факультетов, так что все мои нынешние друзья именно оттуда. Я играл в сборной исторического факультета по баскетболу, так что приезжал туда, уже зная ребят со всего университета. Руководители лагеря – Токарь Николай Николаевич и Дробышева Светлана Александровна  –  в непростое финансовое время обеспечивали студентам вполне нормальные условия, а лето, солнце и речка — прилагаются!

Очень много хороших друзей, с которыми общаемся и сейчас — именно с факультета или со спортивного лагеря в Киреевске, парни с военной кафедры. У нас был очень дружный курс на истфаке, мы ежегодно встречаемся. Кто-то в Томске, кто-то живет в Москве, в Питере, или даже за границей. Но наши ребята стараются прилетать хотя бы на пару дней, повидаться. Работаем в абсолютно разных сферах – в образовании, науке, бизнесе, госорганах; практически все реализовали себя в жизни.

От средневековой Руси к судебной системе России

Я с 1-го курса специализировался на теме «Средневековая русская история».  Интерес, который был с детства, перерос в защиту кандидатской диссертации о монгольском завоевании русских земель XIII века. У меня был один из самых любимых преподавателей – Котляров Александр Никитич, специалист по истории средневековой Руси, он меня и взял в аспирантуру. Но так получилось, что после моего первого курса аспирантуры он ушел из жизни. Профессор Зиновьев Василий Павлович, на тот момент декан исторического факультета, «подобрал» меня и помог «довести до ума» кандидатскую диссертацию, которую я и защитил в 2004 году. Мне повезло: после защиты я еще несколько лет проработал на родном факультете в качестве преподавателя, делился с первокурсниками своими знаниями. 

А в 2004 году меня пригласили преподавать в Западно-Сибирский филиал Российской академии правосудия (тогда директором был Юсубов Эльман Сулейманович). К тому времени я получил второе высшее образование – юридическое. И, так сложилось, что в 2007 году меня назначили директором филиала. До этого удавалось совмещать основную работу с преподаванием в ТГУ, однако в какой-то момент перестало хватать времени. А спустя рукава в Университете преподавать нельзя. Так что свою трудовую деятельность в ТГУ я прекратил,  но до сих пор у меня хорошие отношения и с коллегами, и с научным руководителем, и в целом с ТГУ – это  Alma Mater.

Российский государственный университет правосудия – это ведомственный вуз судебной системы РФ и один из самых крупных юридических вузов в России. Его особенность в том, что, помимо Москвы, его филиалы расположены в 10 городах страны, включая Томск. Суммарно во всех филиалах вуза обучаются порядка 30 тысяч студентов. Западно-Сибирский филиал РГУП я возглавляю уже почти 15 лет. Да, большей частью занимаюсь административной работой, но знания, которые получил на истфаке ТГУ, никуда не делись. Я их активно применяю, поскольку, преподаю студентам историко-правовые дисциплины: «История государства и права России», «История и методология юридической науки», «История судебной системы России» и другие. Мы в хороших партнерских отношениях с юридическим институтом ТГУ, нередко проводим совместные мероприятия.

«В прошлом году наш филиал переехал в новое здание, с 1 сентября здесь студенты учатся. Пока они на каникулах или на дистанционном обучении, мы, преподаватели, очень по ним скучаем!  Я люблю наших студентов, горжусь нашими выпускниками, слежу за их успехами: многие работают в судебной системе, в правоохранительных органах, а некоторые пошли по преподавательской стезе».

Не «не те», а другие: о новых студентах

Есть такая точка зрения, что студенты нынче пошли «не те». Я с этой точкой зрения не согласен абсолютно. Она из серии «трава раньше была зеленее, солнце светило ярче». Да, студенты сейчас другие, но они не хуже. Они меняются, как и время. Раньше мы сидели в библиотеке, нас учили знания добыть и держать в голове. Сейчас студенты больше ориентированы на то, как найти дорожку к этим знаниям. Информацию можно найти и в смартфоне за 5 минут. Но я не говорю, что это — плохо.

«Студенты сегодня стали более мобильные, динамичные, очень многие работают. Раньше это все-таки было не так распространено. Они нацелены на конечный результат, более четко себе представляют, кем будут после окончания вуза!»

Есть еще вопрос – современная система образования: лучше она или хуже? Она также меняется довольно быстро. На программы бакалавриата ребята сегодня поступают, на программы специалитета — тоже, многие продолжают обучение в магистратуре. У современных студентов есть возможность сделать выбор, и они этой возможностью пользуются. А системе образования также приходится оперативно трансформироваться. Нынешние студенты прагматичны, высоко мотивированы, грамотны в цифровом поле. Соответственно, повышаются требования к профессиональному уровню преподавателей вузов.

Томск, несомненно, не зря называют одним из самых студенческих городов России. И я очень рад, что работаю в Томске, горжусь тем, что учился в ТГУ и имею к томскому студенчеству самое непосредственное отношение!

Интервью записано 15.02.2022


Университет без границ — интерактивный медиапроект о выпускниках ТГУ. Большие достижения, интересный путь и благодарность к альма-матер: читайте потрясающие истории на сайте проекта.