Новости и прогнозы о подорожании продуктов, товаров и услуг идут нескончаемым потоком. Что именно происходит, как вообще формируется ценник и от чего реально зависит стоимость – Tomsk.ru решил разобраться на примере одного бизнеса. Предприниматель Алексей Фатеев, владелец дома подарков «The Craft», подробно рассказал, как за одним маленьким ценником стоит целая цепочка изменений и проблем.
А проблемы начинаются уже с таких мелочей, как чековая бумага. Термобумага для чековой ленты подорожала в 3,6 раза – до 70% поставок предоставляла Германия, но теперь остался только один поставщик, который сократил отгрузку вдвое. Поставки продолжают идти из Китая, но перевозка сырья для нее поднялась с 3,5 тысяч евро до 14 тысяч. За последние несколько дней, рассказывает Алексей Фатеев, чековая бумага подорожала в 5-6 раз.
У томского бизнесмена не было плана, да и подготовиться к неожиданному сложно.
«Думал, будет так, как в 2014 – аккуратненько санкции наложат, доллар вырастет, но сильно не ударит. А когда многие компании начали уходить с российского рынка, да фондовая биржа перестала открываться, тогда стало ясно, что все пошло по очень плохому сценарию», – говорит владелец магазина.
«The Craft» спасает то, что часть товаров они производят сами: кружки, футболки, тетради, коврики для мыши, значки и многое другое. Но вот заготовки для этих товаров приходится закупать у поставщиков – предприниматель рассказывает, что цены на расходники поднялись более чем в полтора раза в среднем.
Все дополнительные траты выросли, и некоторые – на нездоровый уровень, комментирует предприниматель: упаковка, аренда, транспортные расходы, поднятие зарплат сотрудникам.
Подорожала даже упаковка, что уж говорить об основных товарах.
На бизнес сильно влияет курс доллара – все закупки делаются в основном в этой валюте. Алексей Фатеев приобрел товар, когда курс доллара был около 100 рублей, при этом курс изменялся каждый час, и ожидалось, что доллар будет падать. До 8 марта предприниматель держал старые цены, чтобы поддержать людей, но уже тогда покупатели заметили, что «очень дорого…». Однако уже следующая закупка внесет в ценовую политику коррективы и покажет, что действительно значит «дорого» – доллар значительно подрос. Проблемой является и то, что аниме-магазин – бизнес нишевый, и останется ли таким же спрос на аниме-товары – покажет время.
«Мне кажется, реальный спад будет тогда, когда будут приходить поставки, купленные по новым ценам. Сейчас у нас незначительное повышение, связанное, в первую очередь, с оперативным расходами. А вот когда придет товар с закупочной ценой, превышающей продажную до нынешней ситуации… Вот тут будет весело», – прогнозирует Алексей Фатеев.
Казалось бы, закупаться в Китае – выгодное решение. По данным Главного таможенного управления КНР, товарооборот России и Китая за 2021 год увеличился почти на 36% по сравнению с предыдущим годом и составляет рекордные 146,88 млрд долларов. Иными словами, Китай – самый крупный торговый партнер России как по экспорту, так и по импорту. Однако сейчас юань поднялся с 12 рублей до 19. По словам Алексея Фатеева, в Китае производится столько всего закупаемого, что от такого курса станет плохо любому бизнесмену.
Актуальный курс юаня / 11.03.2022
А что по закупкам у российских поставщиков? Алексей Фатеев рассказывает, что и там цены постепенно идут вверх, ведь многие российские компании также закупаются у Китая. На картины по номерам, например, стоимость поднялась уже на 30%, носки – на 20%, акриловые фигурки и брелки – на 30-40%, на различную еду и снеки – на 10-15%. Все поставщики, как один, говорят, что подъем не окончательный – прайс еще будет меняться.
«Мы заказываем, например, у российской оптовой компании «Сималенд». Вот у них на некоторые позиции, которые из Китая, на 100% цена поднялась. Из-за упавшего курса рубля товары стали стоить для нас в два раза дороже», – рассказывает Алексей Фатеев.
Поднятию цен на товары послужат и проблемы у тех, у кого этот товар закупался. Так, рассказывает предприниматель, одно из издательств, которое печатает мангу (манга – японские комиксы / прим.ред.) , производило часть выпусков за рубежом. Цена на мангу поднимется либо из-за усложнений с поставками, либо из-за переноса зарубежной части производства в Россию.
«Мне все же нравится верить, что все это когда-то кончится: наладится импортозамещение, экономика со временем начнет расти. Может быть, мы даже интергируемся обратно в общемировую финансовую и экономическую систему», – надеется бизнесмен.