Редакция Tomsk.ru поговорила с сотрудником психологической службы ТГУ Диларой Назметдиновой и узнала, как разговаривать с людьми с радикальной позицией на какую-то тему и что делать с детьми, которые также включены в информационное поле.
— Из-за непростой ситуации многие люди взвинчены. Острая тема так или иначе может привести к столкновению точек зрения и взглядов и привести к конфликтной ситуации. Как быть в такое время?
Психологи советуют придерживаться нескольких правил:
- Дайте человеку максимально выговориться по наболевшей теме. Не стоит стараться переубедить, оспаривать или критиковать взгляды – уважайте точку зрения оппонента.
- Конфликт возникает в том случае, когда в нем задействованы две стороны. Если вы не будете реагировать на высказывания, с которыми вы не согласны, а просто промолчите – продолжения конфликта не будет. Если вы чувствуете , что разговор переходит в конфликтную зону, вовремя скажите себе «СТОП». И просто предложите оппоненту каждому остаться при своем мнении, не навязывая его друг другу.
- Договоритесь с оппонентом,что будете высказываться по очереди, не перебивать друг друга.
- Подумайте, что для вас важнее: доказать во что бы то ни стало свою правоту или сохранить нормальные дружеские отношения.
- Если вы чувствуете, что разговор переходит в конфликтную зону, вовремя скажите себе «СТОП». И просто предложите оппоненту каждому остаться при своем мнении, не навязывая его друг другу.
— Как говорить со со старшим поколением (родители, бабушки)? Ведь они росли в других условиях и зачастую имеют другие установки.
— Если вспомнить теорию поколений, наши родители относятся к «поколению 13». Для них характерна уверенность в завтрашнем дне и чувство стабильности. Любые внешние, в том числе политические, изменения воспринимаются как угроза личной безопасности. Самое главное – не нагнетайте. Не стоит давать ту информацию, которая лишь усугубит чувство небезопасности, угрозы. Старайтесь, наоборот, успокоить, дайте возможность своим родственникам проговорить все свои страхи и опасения, связанные с внешнеполитической обстановкой.
— Стоит ли обсуждать такую тему с детьми?
— Разговаривать с детьми НАДО. Представьте себе ситуацию в семье: родители намеренно избегают эту острую тему и не отвечают на вопросы детей, как будто ничего не произошло, но при этом между собой на кухне за закрытыми дверьми делятся своими переживаниями. И как бы родители ни стремились оградить свое чадо от новостей, ребенок все равно будет чувствовать тревожную обстановку дома. Жизнь в постоянном страхе может привести к психологическим или даже неврологическим нарушениям. Поэтому с детьми необходимо постоянно общаться даже на такие непростые темы.
— Как обсудить этот проблемный вопрос, чтобы не навредить ребенку?
— Здесь нужно учитывать возраст ребенка. Детям дошкольного возраста информацию можно преподнести в виде сказки и через известных ему героев объяснить, что происходит. С подростками нужно общаться на уровне взрослого, спросить, как он воспринимает эту информацию, что он думает, объяснить, что происходит на самом деле. Подобные разговоры также позволят понять подросткам, что родители открыты к диалогу, и тем самым предотвратят пропаганду на стороне. Самое главное – в любом случае детям нужно говорить слова о позитивном исходе, что вы рядом и все будет хорошо, все будут в безопасности. Для школьников, и особенно детей дошкольного возраста, чувство безопасности рядом с родителями очень важно.
— Стоит ли сказать ребенку, чтоб он не вступал в дискуссии на эту тему со сверстниками и все спрашивал у родителей?
— Я думаю, так радикально ограничивать общение со сверстниками не стоит. Желательно, чтобы родители просто были в курсе психологического состояния своего ребенка, а это возможно в условиях постоянного диалога «родители – дети». Особенно это важно в случае, когда родители замечают радикальный настрой своего ребенка. Общение с ребенком позволяет мягко скорректировать его взгляд на ситуацию.
— Что делать, если у ребенка уже есть позиция? Как с ним разговаривать?
— В последнее время появилось огромное количество информации в соцсетях, в Интернете и по телевизору. Зачастую многие источники противоречивого содержания, а порой и провокационного характера. Можно ограничить доступ ребенка к этим источникам, использовав программу «родительского контроля». Надо больше общаться с ребенком, быть открытым к диалогу, дать понять, что вы слушаете и слышите его точку зрения. Любое активное неприятие позиции ребенка или отсутствие диалога приведет к тому, что он эту поддержку найдет в более радикально настроенных кругах.