Большинство домов в деревне Петрово близ Томска частные, еще стоят и семь двухэтажных многоквартирников. В двухэтажках есть канализация, но очистные в деревне не работают уже больше 10 лет. Предприятию «Норма», которое отвечает за водоотведение в Петрово, приходится сливать канализационные стоки на рельеф – в припоселковый кедровник, особо охраняемую природную территорию.
В начале 2022 года Росприроднадзор выписал «Норме» штраф на 2,2 миллиона рублей за несоблюдение экологических норм и еще на 40 тысяч рублей за нарушение природоохранного законодательства. МУП в ответ предложило петровцам организовать возле домов «выгребные емкости», из которых отходы можно будет вывозить на очистные. Журналист Tomsk.ru Роман Чертовских выяснил, что эта проблема актуальна для всего Томского района и решать ее не торопятся.
Один из семи многоквартирных домов в Петрово
«В один прекрасный день у входа в наш подъезд появилось сообщение: предупредили, что нужно ямы выгребные у дома делать и ассенизаторскую машину постоянно заказывать. А в доме 19 квартир! – возмущается пенсионерка Людмила Попова. – Ни ТСЖ у нас нет, ни управляющей компании. Обслуживанием должна заниматься администрация Зоркальцевского поселения, но они пока молчат. В 14-м году мы пытались создать жилищный кооператив, но из администрации поселения ответили, что мы по постановлению правительства не можем кооператив организовать».
Людмила Попова переехала жить в Петрово в 1983 году. Пенсионерка вспоминает, что в деревне тогда был совхоз, очистные сооружения находились в его ведомстве и работали. Но вслед за развалом СССР развалился совхоз, и очистные постепенно пришли в негодность. Отходы начали сливать в кедровник за очистными, и со временем на месте слива образовался зловонный пруд. Живущая в Петрово депутат Закдумы Томской области Екатерина Радионова говорит, что местные жители не раз обращались к органам власти и в СМИ с проблемой слива отходов в кедровник и необходимостью ремонта очистных сооружений. По словам депутата, реконструкцию очистных вносили в стратегию социально-экономического развития Томского района, а замгубернатора по внутренней политике Анатолий Рожков давал указание разработать проект ремонта, но очистные не работают до сих пор.
Фото: Людмила Попова
«После штрафа в этом году наше МУП «Норма» предложило интересное решение проблемы: вывести канализацию из многоквартирных домов в некие емкости, из которых отходы можно будет вывозить. Местные возмущены таким развитием событий и просят, чтобы органы местного самоуправления все-таки разработали проект реконструкции и заявились с ним на федеральные или региональные программы», – комментирует Екатерина Радионова.
«Федеральная проблема, а не региональная»
Глава МУП «Норма» Эдуард Шевченко, который к тому же несколько созывов подряд избирался депутатом Думы Томского района от поселения, объясняет просьбу предприятия о создании выгребных ям невозможностью работать иначе: если и придется выплачивать выписанный Росприроднадзором штраф, «Норма» окажется банкротом. За вывоз отходов из выгребных ям в накопитель тоже придется платить, но таких денег, говорит Эдуард, ни у Зоркальцевского поселения, ни у населения Петрова нет.
«Безвыходная ситуация, насколько я сейчас вижу. Для решения проблемы нужно строить очистные сооружения за большие деньги. Но даже если очистные построят, нет тарифа на их содержание, – утверждает руководитель «Нормы». – На деревню Нелюбино у нас готовый проект есть, в позапрошлом году его оценили в 115 миллионов рублей, а предварительный тариф за услуги – в 250-300 рублей. Такой тариф нам не утвердят, и платить население не будет. В Томском районе практически нигде нет очистных сооружений, это федеральная проблема, не региональная даже. По сути дела, можно оштрафовать и закрыть все муниципальные конторы, которые занимаются водоотведением и водоснабжением. И жить без воды и всего остального».
Помещение неработающих очистных
Глава Зоркальцевского сельского поселения Виктор Лобыня тоже не видит путей решения проблемы. Говорит, есть базовый проект постройки очистных сооружений, который можно применить к любому населенному пункту, но на реализацию нужно 115 миллионов рублей – «4 годовых бюджета». Глава Зоркальцевского поселения вместе с администрацией Томского района подавал бюджетную заявку на уровень обладминистрации, но ее отклонили.
Виктор Лобыня добавил, что если у МУП «Норма» не получится обжаловать в суде штраф от Роскомнадзора, то предприятие станет банкротом и в Петрово «не будет не только канализации, но и воды питьевой».
«Было у нас телевидение, делали репортаж. Думаете, хоть кто-нибудь из областной администрации поинтересовался? Кто-нибудь спросил, что дальше делать, какой путь можно найти? Поговорили и забыли!» – восклицает Лобыня.
«Спутники обслуживаем, а стоки сливаем в выгребные ямы»
Томский эколог Сергей Жабин говорит, что проблемы с очистными сооружениями есть не только в деревнях Томского района, но в самом Томске. По его словам, «почти вся Воскресенская гора ходит в выгребные ямы», и это один из источников летнего зловония в городе. Нет очистных сооружений и в соседнем Северске – продукты жизнедеятельности города с населением в 115 тысяч человек просто сливают в Томь.
О проблеме деревни Петрово Сергею Жабину известно давно. Десять лет назад, когда эколог вместе с другими лесозащитниками добивался особого статуса для припоселкового кедровника, он предложил «Микрану» взять ремонт очистных сооружений на себя – в деревне у предприятия есть производственные помещения. Тогда, говорит Жабин, Виктор Лобыня обсуждал этот вопрос с руководством «Микрана», но дальше за проблемой эколог не следил и вернулся к ней сейчас, когда узнал об объявлениях МУН «Норма».
Частные дома рядом с кедровником в Петрово
«Я просто возмущен. Чтобы повесить такое объявление – это ужас! Спутники обслуживаем, а стоки сливаем в выгребную яму! – возмущается Сергей Жабин. – В стране сейчас действует национальный проект «Экология». В моем родном Тамбове много проектов реализуют в рамках «Экологии»: получают деньги на рекультивацию полигонов, строят очистные. А в Томской области не было готовых проектов, чтобы по «Экологии» деньги получить, прозевали этот момент. И это мы говорим о сельских территориях, но посмотрите: в Северске нет очистных сооружений. Я шесть лет доказывал, что город без них развиваться не может, а ведь это территория опережающего развития! Единственный такой город в России, наверное. Если в Северске проблему решить не могут, что говорить о деревне Петрово».