Попробовав один раз, уже становится сложно остановиться — такие отношения возникли между российскими киноделами и биографическими картинами. Особенно, конечно, достается спортивным достижениям: «Легенда №17», «Движение вверх», «Поддубный», «Стрельцов» — все они стали неплохим подспорьем для отечественного бокс-офиса, создав несколько рекордов и породив желание авторов делать как можно больше подобных фильмов. В ход шли самые различные исторические поводы, и вот добрались до золотого медалиста Олимпиады 1964 в Токио боксера Валерия Попенченко. Получилось ли достойно показать его жизненный путь или же случилось очередное заигрывание с историей? Обо всем по порядку.
История Валерия Попенченко — это действительно история преодоления и победы. Впрочем, я не историк, так что быть объективным в этом вопросе мне сложно. История же картины показывает нам молодого курсанта суворовского училища в Ташкенте, который является спортсменом, а если быть точным, то боксером. Он честен, немного наивен, очень благороден и романтичен. Из-за предательства друга, который увел у него девушку прямо перед боем с этим самым другом, Попенченко решает уйти из бокса, предоставив себя военно-морскому флоту и всем другим видам спорта. Впрочем, в свое время он попал под внимательный взор одного крайне эксцентричного и изгнанного всеми тренера по фамилии Кусикьянц. Именно он замечает в Попенченко невероятный талант и всячески достает парня, уговаривая в итоге стать его подопечным, чтобы создать ультмативного чемпиона и победителя Олимпийских игр.
Да, так и звучит синопсис картины, которая в целом остается предсказуемой до конца. Есть герой, у него мало что получается, есть тренер, который всячески его мотивирует и подготавливает. А в конце все заканчивается победой и хеппи-эндом. Разумеется, тут без откровений, потому что по такому принципу действуют практически все спортинвые драмы. Ведь если прищуриться и перечитать вышесказанное еще раз, то получится, что речь идет о «Рокки». Поэтому ценность «Мистера Нокаута» кроется, разумеется, в другом. В персонажах, антураже и переданном духе тех времен.
С первым тут все, без шуток, хорошо. Виктор Хориняк отлично отыгрывает немного наивного, но доброго и честного солдата и бойца. У него есть свои страсти, свой моральный компас, а персонаж выглядит целостным, и ему хочется верить. Тут есть невероятно обаятельный и харизматичный Сергей Безруков, играющий тренера Попенченко, и его персонаж выступает тут своеобразным трикестером, который ведет за собой сюжет, но, вопреки ожиданиям его всемогущества, оступается раз за разом. Неплохо показывает себя и остальная массовка в лице Тани, будущей невесты Валерия, которую сыграла актриса Ангелина Стречина, друг Валеры, его бывшая девушка, спортинвый комитет и тьма чиновников. Все они выглядят очень естественно и достойно, но какие-то вопросы к мотивации все же остаются. Просто в очередной раз авторы решили показать, что советские власти — это очень злые, бюрократичные и крайне завистливые люди, которым нужно только одно: все должно быть по их указке и распоряжениям.
Поэтому игра с антуражем и реальным поведением советских людей середины 20-го века несколько выбивается, да так, что сложно становится понять, что на дворе, вообще-то, 60-е, и все мы помним, как они выглядели на самом деле. Спасибо советскому кинематографу. Прорывается неумение и неопытность режиссера Артема Михалкова, сына того самого Михалкова, у него не до конца получается воспроизвести реальность, которая была задолго до его рождения. И это немного бьет по общему впечатлению.
Впрочем, в этом случае все сглаживает картинка, цветокоррекция и операторские решения. Показать в фильме Ташкент, Грозный или захудалый порт в Польше, куда пребывает крейсер с курсантами? Да проще простого. И все это будет выглядеть крайне свежо для российского кино, потому что такими видами и антуражами нас очень редко балуют. На фильм буквально приятно смотреть, от того магия прошлого все-таки может прорваться через экран и охватить приятным теплым чувством того, что раньше все было действительно иначе. Отдельно, разумеется, стоит похвалить и очевидные режиссерские решения Михалкова, поднимающие этот фильм на более авторский и чувственный уровень, уводя все это подальше от простых и дешевых спортивных драм.
На выходе же получается фильм, который вряд ли станет откровением с точки зрения сценария или вынесенной в финал морали. Это очень простая история про волевого человека. Он, несмотря ни на что, идет к своей цели и добивается ее. Попутно проживая в хоть и неровном, но все-таки ностальгически приятном и радующем глаз зеркале прошлого. Всем фанатам бокса или же спортивных фильмов — идти не раздумывая. Ему действительно есть чем удивить, хоть его и не назвать на сто процентов хорошим.
16+