На днях на рассмотрение в парламент будет направлен законопроект о передаче функции техосмотра частным фирмам. Такую возможность получат организации, прошедшие аккредитацию в ГИБДД.
Авторы этого документа – группа депутатов во главе с вице-спикером Госдумы РФ Олегом Морозовым из партии «Единая Россия» – хотят изменить сложившуюся в России практику «покупки» талона ТО за взятку.
Оказывается, по данным опросов, в нашей стране таким способом – за взятку – техосмотр «проходят» около 63 процентов автомобилистов. Притом что ежегодно талон техосмотра выдается почти 18 миллионам автомобилей.
Тарифы, действующие для таких фирм, будет устанавливать государство. Некоторые организации смогут работать по самой низкой ставке, обеспечив наибольшее число клиентов, а другие – по самой высокой, разработанной для тех, кто хочет сэкономить время. Частники будут отвечать за ТО перед водителем – в случае, если в связи с техническими неисправностями машина попадет в ДТП, компания выплатит автовладельцу компенсацию. ГИБДД к процессу прохождения машинами техосмотра отношения иметь не будет. Правда, по словам работников дорожной инспекции, они и сейчас принимают в этом лишь опосредованное участие.
– У нас все пункты государственного технического осмотра принадлежат частным лицам. На них работают сотрудники ГИБДД, только с той целью, чтобы проверить номерные агрегаты транспортного средства и выдать талон, – заявил старший инспектор управления ГИБДД по Томской области Виталий Аплин.
Депутаты уже не в первый раз предпринимают попытку лишить Госавтоинспекцию пунктов технического осмотра автомобилей.
В начале 2009 года думовцы уже выносили на обсуждение возможность создания частных фирм, занимающихся ТО. Однако тогда законопроект был резко раскритикован ГИБДД. В инспекции посчитали, что «сочетание техосмотра и ремонта является навязыванием дополнительных платных услуг», а в правительстве заявили, что «подобное совмещение видов деятельности может повлечь необъективность оценки технического состояния транспортного средства вследствие возникновения заинтересованности владельцев центров в увеличении количества выявленных неисправностей».
Впрочем, инициаторы тут же парировали, заявив, что в подобном случае гражданину, проходящему техосмотр, ничего не помешает просто уйти к конкурентам. А вот возможность отремонтировать машину в том же месте, где прошел техосмотр, создает дополнительное удобство. Представители дилерских центров считают, что Госавтоинспекция просто боится потерять дополнительный источник доходов – по оценкам экспертов, рынок техосмотра в России составляет 7-10 миллиардов рублей в год.
Тем временем, откровенно курьезные случаи, связанные с прохождением техосмотра, не прекращаются.
Так, на Украине техосмотр прошел разбитый «запорожец» без двигателя. Машина также имела сломанный ручной тормоз, разбитые фары, спущенные шины и другие многочисленные недостатки технического состояния. Однако заветный талончик был получен – такой эксперимент провела одна из украинских общественных организаций, с целью доказать, что ситуацию с государственным техосмотром необходимо менять.
Сейчас депутатам «Единой России» уже удалось заручиться поддержкой комиссии по безопасности дорожного движения во главе с вице-премьером Игорем Шуваловым. Они уверены, что их идея будет реализована.
Редакция новостей tomsk.ru
Фото: www.edoroga.ru