Источник фото: Анастасия Дорофеева
История одной профессии

«Журналистика больше не четвертая власть»: Алексей Абанин о том, почему стало меньше свободы и новых трендах. История одной профессии

21:04 / 16.02.22
3822

Поговорили с крутым журналистом из Москвы

Мы в социальных сетях:

Пару недель назад в Томск по необычному поводу заглянул московский журналист, фотограф, диджитал-гуру, бывший сотрудник телеканалов «Дождь» и RTVi,  а также продюсер «2х2» Алексей Абанин. У нас в городе он выступил в Сибирском центре дизайна с лекцией о создании действительно эффективного и рабочего медиа.

Tomsk.ru встретились с Алексеем, чтобы узнать, что же из себя представляют новые тренды, как стать профессионалом своего дела и как скоро классическую журналистику ждет смерть. Перед вами история одной профессии.

СТАЛО МЕНЬШЕ СВОБОДЫ. Это сразу приходит в голову, когда мы говорим об изменениях в журналистике за последние десять лет. Если раньше многие считали, что свободы становится меньше, то всегда это было по чуть-чуть. А вот если посмотреть на 2021 год, то ситуация резко изменилась. Многие даже делали списки изданий, которые совсем закрылись или их признали иноагентами.

МУЛЬТИПЛАТФОРМЕННОСТЬ ИЗДАНИЙ СТАНОВИТСЯ ВСЕ ВАЖНЕЕ И ВАЖНЕЕ. Многие телеканалы полюбили словосочетание digital first [Широкий и разнообразный подход к развитию бизнеса, включающий использование цифровых элементов. Стратегия, ориентированная на цифровые технологии. — Прим.ред.]. Потому что внезапно все стали смотреть YouTube, начали сидеть в соцсетях, залипать в TikTok, потреблять информацию где угодно. Для читателей и зрителей момент входа и погружения в медиа стал очень широким. Тем более соцсети делают все для того, чтобы ты из нее не выходил. Это логично.

ТЕПЕРЬ НУЖНО ДОБИВАТЬСЯ ВНИМАНИЯ АУДИТОРИИ. Если раньше журналисты и медиа просто делали что-то, осознавая, что к ним придут в любом случае, то теперь каждый медиаканал и журналист вовлечен в мощнейшую гонку за внимание зрителя или читателя. И журналистам приходится бороться за внимание не с другими журналистами, а с TikTok, Instagram, Netflix. И это становится очень сложно. Если ты работаешь на каком-то крупном новостном сайте и готовишь огромный лонгрид, то, разумеется, его никто не будет читать. Теперь нужно завлекать читателя.

ЖУРНАЛИСТСКИЕ НОРМЫ ВАЖНО СОБЛЮДАТЬ. Из-за обширного количества медиаканалов появляется большая проблема фейк-ньюс и кликбейтов, причем очень плохих кликбейтов. Они делают очень цепляющие и кричащие заголовки, которые иногда могут даже приврать, просто чтобы люди пришли к ним, где их будет ждать еще и куча рекламы. Все это тоже последствия войны за читателя. Но я уверен, что есть много журналистов, которые живут «по понятиям», назовем это так, и стараются следовать всем правилам.

ОЧЕНЬ СЛОЖНО ЗАСТАВЛЯТЬ ЛЮДЕЙ ПРОВЕРЯТЬ ИНФОРМАЦИЮ. Многие блогеры и журналисты уже начали писать: «Да, вы почитали это у меня, но попробуйте почитать еще и в других местах, поищите еще источники, чтобы сложить свою картину мира». Это, конечно, ситуация в идеале. Но сейчас журналистика очень сильно трансформируется во всем мире, и за этим интересно наблюдать.

МАССОВОМУ ЧИТАТЕЛЮ ЖУРНАЛИСТЫ ВООБЩЕ НЕ НУЖНЫ. Есть ощущение, что скоро качественная журналистика выйдет в поле интеллигентных людей и станет своеобразным элитным институтом.

ЖУРНАЛИСТИКА БОЛЬШЕ НЕ ЧЕТВЕРТАЯ ВЛАСТЬ. Уже даже не шестая, уже никакая. Иногда, конечно, получается сделать что-то масштабное вроде спасения Голунова «Медузой» [Уголовное дело по обвинению журналиста в попытке сбыта наркотиков. Получило большой общественный резонанс из-за допущенных правоохранительными и следственными органами нарушений во время задержания Голунова и в процессе следствия. — Прим.ред.]. Но должно сложиться очень много удачных вещей, чтобы такое повторилось еще раз. Есть ощущение, что какие-нибудь YouTube каналы вроде «вДудя» делают для общества больше, чем журналистика. У них получается что-то менять. Место журналиста в этих условиях тоже очень сильно смещается. Раньше ему нужно было просто качественно сделать свою работу, теперь же он должен быть блогером и вести свои соцсети.

ЕСЛИ ТЫ ЖУРНАЛИСТ В МОСКВЕ, НО НЕ ТЫСЯЧНИК В ТВИТТЕРЕ, то к тебе много вопросов.

В ПРОФЕССИИ ДО СИХ ПОР ОЧЕНЬ МНОГО ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ, консервативных. А журналистика — очень гибкая и живая. Предметы в университете о ее истории — это очень важно, но если ты придешь на работу только с этими знаниями, то тебя попросят выкинуть диплом.

ЖУРНАЛИСТИКА — ЭТО ЖИВОЙ И ДЫШАЩИЙ ОРГАНИЗМ, который меняется каждый день. И, к сожалению, профильное образование, не всегда может дать это понимание. Оно может дать классную коммуникацию с сокурсниками, которые потом начинают подтягивать друг друга на работу. Потому что в российской журналистике горизонтальные отношения в коммьюнити — это один из самых важных рабочих аспектов.

НУЖНО УМЕТЬ ДЕЛАТЬ ВСЕ. Но это очень сложно. Раньше казалось, что важно быть супепрофи. Но лучше стать им потом, ведь нельзя стать таким профессионалом в 15 лет и быть экспертом в одной только области. Тебя просто никто не заметит. У меня был очень хороший опыт на «Дожде», и там многие занимаются сразу всем. За первые два года я успел вести Twitter, потом мне отдали весь SMM, потом я начал делать фоторепортажи, писать новости, делать «онлайны», готовить какие-то маркетинговые истории и e-mail-рассылки. Это очень сложно. Но это крутая школа.

В ИДЕАЛЕ НУЖНО УПАСТЬ В СЕРЕДИНУ РАБОЧЕГО МОРЯ и пытаться выкарабкаться. Чтобы найти себя и понять, что ты будешь делать внутри этого всего. Нужно делать ошибки, причем большие ошибки, не бояться их. Надо понять, что тебе интересно в журналистике.

Я ОЧЕНЬ ПОЗДНО НАЧАЛ РАБОТАТЬ и устал от новостей. Многие начинают с 18-ти, а я начал в 25. Мое тело к 30 годам уже не выдержало: с кем я вообще бегу эту гонку? Когда ты приходишь в 25, а у тебя начальнику 19, то немного сложновато. Так что я очень сильно устал в какой-то момент, потому что работа практически круглосуточная и безумно нервная. Ты должен быть всегда на связи, всегда отвечать, делать много чего, а еще на тебя постоянно орут, и ты на всех орешь. Ну это ад. И из него сложно было переключаться.

КОГДА МНЕ НАПИСАЛИ «2х2», ТО Я СРАЗУ СОГЛАСИЛСЯ. Это была моя мечта, потому что я фанат анимации, и я понял, что наконец-то смогу отдохнуть от этой новостной нервотрепки. Смогу просто нормально поработать. И никуда не нужно было торопиться! Это было классно.

ВАЖНО РАЗВИВАТЬСЯ И СМОТРЕТЬ УСПЕШНЫЕ КЕЙСЫ МИРОВЫХ ИЗДАНИЙ, важно понимать мировые тренды и новинки. Но всегда нужно искать свой путь, учиться на чужих ошибках, вдохновляться, но быть самими собой. Не знаю как, но нужно.

ДАЖЕ БОЛЬШИЕ НОВОСТНЫЕ САЙТЫ НАЧАЛИ УМИРАТЬ. Да и вообще все умрет, и все умрем. Вот так было бы классно закончить интервью (смеется).