Жители Томской области в 2021 году стали меньше жаловаться в Банк России на навязывание различных финансовых услуг при заключении договоров в банках и микрофинансовых организациях (МФО). В 2020 году таких жалоб было 59, сообщили в Отделении Томск Банка России.
Отмечается, что чаще всего финансовые организации навязывали дополнительные платные опции при заключении потребительских договоров кредитования или займа. В единичных случаях — при выдаче банковских карт или продаже иных финансовых продуктов.
«С конца прошлого года заемщики могут отказаться от любых дополнительных сервисов, на которые их уговорили в банке или МФО при оформлении договора потребительского кредита или займа. Например, от консультации юристов, телемедицины, СМС-информирования, помощи на дорогах и других сервисов. Обычно сумма кредита увеличивается на стоимость этих услуг, и долг возрастает. Возврат денег стал проще. В случае, когда банк или МФО как посредник продал заемщику дополнительную услугу, то, даже не найдя «владельца» этой услуги, клиент может написать претензию напрямую ее кредитору-продавцу», — пояснила управляющий Отделением Томск Банка России Елена Петроченко.
Она уточнила, что для начала нужно попробовать связаться с компанией, которая эту услугу оказывает, и подать заявление об отказе и на возврат денег. Сделать это нужно в течение 14 календарных дней с момента заключения договора. В течение семи дней деньги должны вернуть за минусом стоимости фактически оказанных услуг. В случае отказа нужно подать заявление о возврате в МФО или банк, в которых была оплачена эта услуга вместе с кредитом или займом. Сделать это можно через 30 дней с момента обращения к поставщику услуги, но не позже 180 дней с этой даты. Банк или МФО обязаны будут вернуть деньги в течение семи рабочих дней.
Однако отмечается, что это возможно не всегда — нельзя отказываться только от обязательных видов страхования по кредиту в силу закона. Остальное — исключительно выбор клиента.