В прошлом году Томская драма пошла на очередной для себя эксперимент: режиссер Артем Киселев решил поставить очень внезапную и неожиданную с точки зрения содержания читку под названием «За закрытыми дверями». Автор оригинального текста — философ и писатель Жан-Поль Сартр, один из основоположников французского экзистенциализма. Разумеется, пьеса представляет из себя глубокие рассуждения о человеческой природе, о самообманах, взаимоотношениях с обществом и самим собой. Однако Сартр решил превратить это все в гротеск, показав, что человек — это сам себе Ад, и другим людям он тоже может стать этим Адом. Так что не нужны больше колья, плетки и огонь. Все, что останется человеку, — это истязания словами, памятью, чужой злобой и ненавистью.
И режиссеру предельно ярко удалось перенести на сцену всю эту палитру размышлений и выводов Сартра. «Ад — это другие» зазвучало краеугольной мыслью, практически манифестом. Все это очень хорошо получилось воплотить еще в читке. Но что же получилось с полноценным спектаклем? Обо всем по порядку.
Расклад для более серьезной премьеры и полноценной работы остался практически тем же: на сцене три главных героя, они находятся в комнате и просто ведут диалоги, время от времени прерываясь на те или иные действия. Героями по-прежнему являются журналист Гарсэн в исполнении Антона Антонова, аристократка Эстель, которую сыграла Аделина Бухвалова, и работница почты Инэс, воплощенная актрисой Татьяной Темной. Все они попали в Ад, но находятся в состоянии глубокой фрустрации и недопонимания. А где же колья? Где пытки? Где, в конце концов, палач?
Потихоньку до героев начинает доходить, что они втроем — это все, что у них осталось. Их уже не помнят на Земле, не хотят помнить, даже их грехи в контексте реальной жизни смыло временем. Однако что такое вечность для памяти? Особенно для памяти тех, кто является палачами друг другу? Один мужчина и две женщины попадают в самый кошмарный треугольник, что можно было вообразить. Инэс питает, если это можно так назвать, нездоровые чувства к Эстель, которой все это мерзко, и она старается найти утешение в Гарсэне. Он же, несмотря на желание провести вечность в тишине и спокойствии, поддается на провокации как одной, так и другой, понимая, что подобные пытки, припоминания грехов, моральные унижения и демонстрация своей истинной сущности через другого человека — это истинный Ад, вынести который практически невозможно.
И в сравнении с первой читкой, наблюдать за динамикой отношений между персонажами стало намного приятней. Теперь у актеров нет в руках листов бумаги, их взгляды сконцентрированы друг на друге, на окружении, что дает большое пространство для оценки и взаимодействия. Инэс превратилась в полноценного манипулятора, плетущего свои интриги, Гарсэн наполнился противоречивыми и отталкивающими чувствами: от жалости к себе и желания быть лучше, чем он есть, до низменной похоти и малодушия. Эстель же теперь — та самая бескомпромиссная и самовлюбленная паучиха, которой движет лишь эгоцентризм и нарциссизм. Режиссер показывает тот самый Ад, который плавно, но очень скоро развиваясь, деформирует человеческие образы персонажей, превращая их в ходячие грехи и пороки. Тут больше нет хороших героев, каждый из них жалок и борется лишь за собственное спокойствие, а нарастающий темп постановки в своей кульминации дает зрителю почувствовать, что предела гротеску уже никогда не будет.
При этом тут нет модных веяний вроде очередной попытки выставить гуманизм единственным средством искупления. Артем Киселев оставляет персонажей в этом бесконечном и замкнутом круге самоистязаний, по-сартровски лишая кого угодно счастливого финала и прекрасного конца. Потому что его нет. Потому что «Ад — это другие», и важно понимать, что у Ада нет пауз и многоточий, есть только непрекращающиеся циклы страданий и увечий, которые могут нанести друг другу персонажи. А вот уже делать какие-то выводы об увиденном зрителю придется самостоятельно.
Также никак нельзя обойти стороной аудио-визуальную составляющую «Взаперти». Авторы все так же решили оставить перед сценой сетку, чтобы максимально отделить персонажей от реального мира, все также решили использовать видеопроектор, чтобы только усилить общее впечатление. Видеохудожнику постановки Дарье Омельченко вместе с командой удалось расширить общее восприятие картины, наполнив его классическими пугающими элементами, чтобы ужас моральный мог также наводить страх на более глубоком уровне. Поверьте, испытать дискомфорт и дернуться в кресле придется не один раз. На то он и экзистенциальный хоррор.
По итогу получилась одна из самых ярких, пугающих, глубоко проработанных и прекрасно сыгранных постановок последних лет. Поднимаемые темы смогут занять голову раздумьями не на один вечер, а общий страх от осознания условной реальности и неизбежности подобного Ада будет вселять нешуточный ужас даже в обыденной рефлексии.
18+