Роланд Эммерих — гениальный визионер и самый настоящий мастер фильмов-катастроф. Он не один раз ставил под угрозу нашу планету в своих картинах. Устраивал ледниковый период в «Послезавтра», экранизировал конец света по календарю майя в «2012» и, конечно же, устроил вторжение пришельцев в «Дне независимости». Цеплял при этом Эммерих колоссальными по всем меркам разрушениями и безумными масштабами, при которых было страшно наблюдать за происходящим, но и взгляд оторвать было совершенно невозможно.
Однако когда он выпустил сиквел «Дня независимости», то многие критики начали подозревать, что маэстро разрушений попросту устал, но новая его работа под названием «Падение Луны» выглядела крайне амбициозно и внушала какое-то доверие. Увы, ничего толкового не вышло. Но обо всем по порядку.
Сюжет в фильмах-катастрофах — это дело крайне символичное. Аналогию можно провести с картинами о кайдзю, огромными чудовищами, которые громят планету. Принцип тот же: есть желание увидеть, как какой-то катаклизм снесет спутник нашей планеты или разломит на части тектонические плиты, отправив города и страны буквально в тартарары. Но если показывать только это, то получится скучная нарезка разрушений, которую просто никто не пустит в кинотеатры. Поэтому сюжету нужны люди и их небывалая драма. И с этим всегда не очень хорошо. В «Падении Луны» тоже есть люди, которые пытаются двигать сюжет. В его центре — герой Патрика Уилсона, бывший астронавт, его лишили должности, когда он не смог уберечь другого космонавта, списав это все на внеземную активность, которая впоследствии атаковала Луну. У него есть коллега в исполнении Холли Берри, сумевшая занять пост заместителя директора НАСА. И есть сумасшедший ученый-конспиролог, которого сыграл Джон Брэдли. Именно он и узнал первым о том, что Луна сходит со своей орбиты и вот-вот упадет на Землю, что явно не несет за собой ничего позитивного.
Тут же вмешиваются злые чиновники, недальновидные военные, и все, по классике жанра, заходит слишком далеко, и плана на спасение у человечества нет никакого. Казалось бы, ничего больше и не надо придумывать, для подобного жанра такой сюжет отлично выделяет историю от различных треш-картин категории B. Тут и именитые актеры, и хоть как-то научно обоснованный сюжет, все — можно смело ронять Луну на планету и в последний момент спасать всех вокруг. Любителям жанра нужны только разрушения. Как спутник будет разрушать горы, поднимать за собой океан или переворачивать тектонические плиты. Но ничего такого тут попросту нет.
И это выглядит максимально скудно и обидно. Если бы в реальности Луна приблизилась так близко, как она это сделала в фильме, то просто нон-стопом бы уносила за собой циклопичные волны цунами, выбрасывая океан в открытый космос. И от этой мысли становится максимально жутко. Вот этого мы все ждем. Но Эммериху как будто было лень проводить такую работу, поэтому он просто показал немного гравитационных изменений, поиграл со слишком большими приливными волнами и на этом, будто бы, успокоился.
Нет больше того масштаба разрушений, что демонстрировали его прошлые картины, нет ощущения того, что человечество находится на грани, да тут как будто бы и нет человечества. Перемещения героев становятся слишком быстрыми, города максимально пустынные, так что ожидать катастрофы уровня землетрясения в Калифорнии из «2012» уж точно не следует. Сюда следует добавить еще один серьезный минус: фильм безумно торопится. События сменяются друг за другом слишком быстро, режиссер больше не дает прочувствовать момент ужаса разрушения, после которого всем бы нужна была передышка. Самим героям будто бы плевать, что города и страны попадают под удар Луны — мир перестает чувствоваться живым и настоящим. Вдобавок ко всему воображение больше не поражают визуальные эффекты. Да даже в «2012», который вышел в 2009 году, с компьютерной графикой было намного лучше. Эммериху будто бы наскучило делать одно и то же раз за разом. Ведь даже сюжетную линию с инопланетянами он практически копирует из сиквела «Дня независимости», оставляя зрителя с чувством дежавю и тотальной незавершенности.
«Падение Луны» — это плохой фильм. Он не справляется со своей задачей аттракциона, он показывает плохо написанных персонажей и еще более куцый окружающий мир. И от этого становится обидно, ведь даже «Меланхолия» фон Триера теперь выглядит более пугающим и масштабным фильмом про конец света. Надеемся, что рано или поздно Эммерих снова вернется и сделает что-то действительно впечатляющее и масштабное, ну а пока имеем, что имеем.
18+