Осенью 2021 года в томское информационное поле резко ворвался анонимный инстаграм-карикатурист Коля Нехудожник, который позиционирует себя как «рисующий вахтовик из Томска». Работы Коли тоже примечательны, в них автор в шутливой форме создает шаржи на известных томских политиков, общественных деятелей и журналистов.
Мы связались с анонимным автором и немного поговорили с ним о творчестве, умении смеяться над собой и важности сатиры в современном мире. Стоит отметить, что даже при разговоре с нами художник сохранил свою анонимность, и его имени мы так и не узнали.
В профиле в инстаграме вы назвались «рисующий вахтовик из Томска». С вахтой все понятно, а нехудожник?
— После университета я стал работать вахтовым методом, уезжал на достаточно долгие периоды. А до учебы и во время нее редко, но изучал основы дизайна, персонажей и иллюстрации. Очень поверхностно, буквально смотрел уроки на ютубе и повторял сам. И однажды, на очередной вахте, решил вспомнить свои навыки рисунка — набросал сначала карандашом одного персонажа, потом другого, потом перевел это все в «цифру», оформил и выложил в инстаграм. Так как никогда не считал себя художником и, собственно, им никогда и не являлся, то и придумал такое названия аккаунта. Оно полностью описывает меня и мою деятельность.
А вообще получается совмещать основную работу и работу художника?
— Совмещать очень сложно. Времени на мое творческое хобби крайне мало, поэтому рисую только когда есть свободный вечер и физические силы.
Анонимный подход к делу — это лишь часть образа или носит какой-то более практичный характер?
— Скорее именно часть образа. Я сразу решил, что раз уж я создаю персонажей, то пускай и сам художник будет неким анонимом без реального имени.
Как вообще родилась идея создавать работы именно в таком жанре?
— Вокруг нас очень много людей, и многие из них крайне фактурные, харизматичные. Если разглядеть в них особенности и какие-то нюансы, то из них получаются достаточно колоритные персонажи. Я подумал, почему бы не взять это за идею и не развить. Так как мне интересна политика, то в основной фокус у меня и попали сами политики. Они публичны, их знают люди, их лица заметны и узнаваемы. Выпускать такие рисунки интересно не только мне. Публике тоже любопытно их разглядывать.
Вы себя как сейчас сами можете охарактеризовать? Художник или все-таки сатирик?
— Ни тот и ни другой. Я просто тот, кто пытается увидеть в публичных людях что-то интересное и изобразить в виде картинки. Это даже не творчество, это больше механическое занятие.
Сквозь все рисунки проходит одна тема: все мы когда-то были детьми. Могу и ошибаться, поэтому спрошу напрямую: в чем главный посыл артиста Коли Нехудожника? И почему же все герои работ носят свои неполные или шаржовые имена?
— Да, именно такая мысль заложена в рисунках — все взрослые были детьми. Меня это очень сильно вдохновляет и заставляет совершенно иначе смотреть на публичных людей. Когда ты понимаешь, что взрослый дядя, которому уже за 60-70 лет, принимает совершенно абсурдные или страшные решения, влияющие на жизни людей, был когда-то ребенком, играл в машинки, ходил на горшок, ел кашу, то ты как бы снимаешь с таких людей их, возможно, надуманный статус. Их опыт становится не железобетонным, страхи перед такими людьми уменьшаются, они становятся более приземленными, обычными, «своими». В таком случае, мы можем рассматривать их решения не как заведомо правильные и начать относиться к ним критически, спорить с ними. Потому что человек, который находится перед тобой, может ошибаться. Он же просто человек. Как и ты. Мысль о том, что все мы были детьми, отрезвляет.
Сатира и высмеивание томских чиновников у вас получается слишком очаровательно и как-то мило. Вообще, ставите себе целью прямо такое суровое высмеивание или важное в ваших работах другое?
— Суровости и жесткости в инфополе хватает и без меня. Поэтому таких целей я не ставлю — просто рисую, как у меня к этому лежит душа, и все. Видимо, пока получается именно так — очаровательно и мило.
Почему в России никто не любит посмеяться над собой? Что случилось с самоиронией у людей?
— Я стараюсь не придерживаться формулировок по типу «в России все…». Конечно, есть часть людей, которые вечно недовольны и не понимают иронии, не могут посмеяться над собой. Но и есть те, кто смеется и всегда. Это просто два типа людей. Другой вопрос: общий тренд, который диктует, например, телевидение в контексте самоиронии, политической иронии, политстендапов и прочее. В этом контексте ее нет, поле почти выжжено. Но тут вопрос гораздо сложнее: кто держит «бразды» телевидения и решает допускать какой-то градус иронии или не допускать? Пока, видимо, решено отключить его окончательно.
Как можно увидеть, в карикатуры поподают не только чиновники и политики, но и томичи, которые не относятся к политике: вроде прославившегося в одном видео дворника Виталия или известного томского врача и тренера Павла Кузнецова.
Ваш главный персонаж — губернатор Баблгамов, что можете рассказать о нем?
— Милейший, очаровательный толстяк, желающий сделать свой город только лучше, но у него ничего не получается. Обожаю его! Он появился как-то сам собой. Сначала появился просто персонаж, который родился из неожиданно сформулированного мной имени — Баблгамов. Это такой губернатор из метавселенной Томска. Потом появились комиксы, потом стикеры в телеграме. В итоге все это разрослось в такой мир Баблгамова, в котором он живет и преуспевает. Но, возможно, скоро ему придется потесниться. Ходят слухи — грядет антагонист.
Слышали о какой-то обратной связи от администрации города или области? Как там отнеслись к появлению такой вот неожиданной на них сатире?
— Нет никакой реакции. Я и не рассчитывал на это. Было бы странно ожидать от них реакции — все-таки у меня это шутки-прибаутки, а там серьезные дела делаются.
Вообще, в теории искусства и истории есть такое мнение, что чем сложнее политическая ситуация, тем абсурдней юмор тех или иных творцов. Как вам кажется, юмор все еще способен что-то поменять в нашей стране или это что-то вроде недолгой терапии для населения?
— Юмор способен немного снижать градус напряжения в обществе, через юмор можно проговаривать важные темы, выносить проблемы через шутку или сатиру. Это как клапан, который немного выпускает пар. Но кардинально изменить что-то он, конечно, не может. Нужны дополнительные рычаги, инструменты, детали и механизмы у такой огромной машины под названием «общество», чтобы что-то изменить в нашей стране. Ну а юмор пусть будет у этой машины паровым клапаном. Да. Главное — его не затыкать.
Какое будущее устроит лично вас как автора? Чтобы не пришлось больше над чем-то шутить и высмеивать.
— Шутить и высмеивать я хочу всегда. Это же весело — и это будет всегда. Вопрос только в степени абсурда того, что происходит вокруг. Если абсурда станет слишком много, то станет уже не смешно совсем. Как ни крути.
Насколько нынешнее положение свободы слова во всем мире, не только в России, может удручать?
— Возможно, тот факт, что, отвечая на некоторые ваши вопросы, я нехотя задумываюсь о том, «а безопасно ли так отвечать в наше время?», о чем-то уже говорит.
Какое будущее будет у артиста Коли Нехудожника?
— Надеюсь, предсказуемое.