За 3 года российский бизнес за рубежом вырос в 4 раза. Такие данные опубликовала Московская школа управления СКОЛКОВО. Школа проанализировала итоги
деятельности российских компаний за рубежом и оценивает возможности их дальнейшей экспансии в сложившихся экономических условиях. На основе этих исследований опубликован рейтинг российских транснациональных компаний.
По данным на конец 2007 г. зарубежные активы 25 крупнейших по масштабу бизнеса за пределами РФ российских компаний достигают 90 млрд долл. США, оборот за границей – 220 млрд долл. США в год, общий штат сотрудников за рубежом составляет 140 тыс. человек. Все три показателя существенно изменились с 2004 года: совокупные зарубежные активы компаний выросли в четыре раза, оборот увеличился в два с половиной раза, количество сотрудников за границей утроилось.
Более половины зарубежных активов крупнейших по масштабам бизнеса за рубежом российских компаний расположены в Европе. Около 80% зарубежных активов приходится на три нефтегазовых концерна и девять горнодобывающих и металлургических компаний. По сравнению с рейтингом за 2006 год совокупные зарубежные активы топ-25 увеличились более чем в полтора раза, а минимальный порог рейтинга вырос в два раза, достигнув отметки в 200 млн долл. США.
«В течение нескольких лет компаниям, вошедшим в наш список, удавалось увеличивать совокупные зарубежные активы на 50% и более в год – это очень внушительные темпы роста», — отметил Александр Мансилья-Круз, руководитель проекта в СКОЛКОВО.
Список возглавили энергетические гиганты «Лукойл» и «Газпром». Замкнул тройку лидеров «Норильский никель», продемонстрировав за год самые впечатляющие темпы роста зарубежных активов и поднявшись на 3 позиции в рейтинге. В 2 раза меньше зарубежные активы металлургической компании Евраз, однако эти результаты позволили компании подняться с 11 до 4 места в списке. Северсталь, напротив, понизила свою позицию. Компания вышла из тройки лидеров, оказавшись на 5 месте по размеру активов за рубежом.
Транспортная компания Совкомфлот опустилась на одну строчку, заняв 6 место. Более существенное падение испытал РУСАЛ, оказавшись на 7 месте (по результатам 2006 года – 4 место в рейтинге). МТС потеряли одну позицию, заняв 8 место. А их конкуренты ВымпелКом по-прежнему отстают от них на одну позицию в списке. Замыкает десятку Новолипецкий металлургический комбинат, совершивший скачок с 14 до 10 места в рейтинге.
В топ-25 российских компаний по размеру зарубежных активов также вошли: Приморское морское пароходство, ТНК-ВР, FESCO, ЕвроХим, Интер РАО ЕЭС, Трубная металлургическая компания, Группа ГАЗ, Группа ЧТПЗ, Акрон, Алроса, ОМЗ, Ситроникс. Три компании впервые вошли в топ-25. Это Промышленно-металлургический холдинг (ОАО «Кокс»), девелопер Mirax Group и компания Ritzio Entertainment, оперирующая игровыми клубами и казино.
Лидерами роста рейтинга СКОЛКОВО стали «Норильский никель» и «Евраз». Благодаря приобретению LionOre зарубежные активы «Норильского никеля» за год увеличились более чем в пять раз с 2 427 млн долл. США в 2006 году1 до 12 843 млн долл. США в 2007 г. Зарубежные активы «Евраза» также выросли за год почти в пять раз с 1 322 млн долл. США в 2006 г. до 6 221 млн долл. США в 2007 г.
Данные рейтинга демонстрируют решительную и устойчивую внешнюю экспансию российских компаний в течение нескольких лет, однако вопрос о влиянии экономического спада на эту тенденцию остается открытым. В течение последних недель кредитный кризис, несомненно, приостановил дальнейшее расширение российского бизнеса за границей. Вместе с тем, большинство крупнейших компаний по масштабу бизнеса за рубежом, невзирая на кризис на фондовых и долговых рынках, намерены продолжать экспансию. Реализация этих планов будет зависеть в первую очередь от макроэкономических факторов, но также и от того, как российские концерны будут к ним адаптироваться.
«Эти компании доказали, что им по плечу агрессивный глобальный рост. Теперь они должны рефинансировать накопленный в ходе этого роста долг и проявить способность к эффективному международному управлению, — подчеркнул Александр Мансилья-Круз. — Компании, которые успешно преодолеют период трудностей, будут иметь возможность приобретать зарубежные активы по относительно низким ценам».
Возможные пути развития событий могут быть сведены к трем базовым сценариям. В соответствии с худшим из них многие российские транснациональные компании могут быть вынуждены продать свои зарубежные подразделения, чтобы расплатиться с кредиторами. Противоположный, оптимистический сценарий предполагает, что российские компании вскоре снова получат доступ к заемным средствам и смогут воспользоваться низкими ценами на активы. Наиболее реалистичным, по-видимому, следует считать третий сценарий: группы из списка ждет период сокращения расходов, реструктуризации и в отдельных случаях смены владельцев, за которым последует возобновление международной экспансии.
Комментируя результаты проведенного исследования, ректор СКОЛКОВО Андрей Волков отметил значимость лидерского потенциала российских управленцев для ведения бизнеса в сложных макроэкономических условиях: «Способность российских компаний выживать и их намерения развиваться в период глобального спада экономики являются наглядным свидетельством эффективности и зрелости менеджмента, пережившего в России уже не одно потрясение».
«Станет ли российский лидер глобальным лидером? Очень похоже, что может стать: российские лидеры не хотят ограничиваться рамками собственной модели, культуры и традиций. Они хотят идти дальше, развиваться, меняться», — подчеркнул декан СКОЛКОВО Вилфрид Ванхонакер.
По материалам Московской школы управления СКОЛКОВО.