Источник фото: Святослав Зырянов, Tomsk.ru
Авторские материалы

«Суд состоится в любом случае»: соучредительница движения «Школа — наше дело» Руфь Браверман о конфликте в томской «Интеграции»

09:00 / 26.01.22
18012

Почему за развитием ситуации следят уже на федеральном уровне

Мы в социальных сетях:

Разобраться в истории конфликта между Школой «Интеграция» и Управлением образования Администрации Томского района, достучаться и встретиться со всеми, кто заинтересован в скорейшем разрешении этого конфликта в Томск из Москвы приехала ответственный секретарь Координационного совета Объединенного движения родителей и учителей России «Школа — наше дело» Руфь Браверман. Организация проводит аналитику по вопросам образования в разных регионах [школах] страны. Ситуация вокруг томской «Интеграции» вызывает неподдельный интерес на федеральном уровне уже год. Именно такой срок из полутора лет существования инновационного образовательного учреждения директор Лилия Пикалова находится под угрозой увольнения и даже уже однажды его пережила. В конце минувшего года все снова заговорили об очередной угрозе для директора «Интеграции». Поводом стали публичные заявления учредителя школы — Управления образования Томского района в лице его руководителя Юлии Дубовицкой.

Свою позицию под натиском журналистов открыто озвучили в рамках брифинга глава Томского района Александр Терещенко и руководитель департамента общего образования области Ирина Грабцевич. 

Не зовут только на все эти мероприятия и не дают возможности высказаться самому директору «Интеграции». Свою позицию она озвучивает на родительских собраниях, на встречах с педагогами, в чатах, своем канале в Telegram и на встречах с московскими коллегами.

Редакция Tomsk.ru попробовала узнать мнение независимой стороны и лично пообщалась с Руфью Браверман. У нее мы впервые увидели пакет документов, собранный за год конфликта.

— Руфь Соломоновна, в Томске вы оказались во время скандала в новом образовательном учреждении. Насколько этот случай типичен для российских реалий? Видели ли вы еще прецеденты, когда такой прессинг оказывался на школу со стороны учредителя? Учреждение оказалось таким лакомым кусочком? Почему за него такой спор развернулся?

— С полной ответственностью могу сказать, что все эти проверки и претензии по правовым аспектам к Лилии Рахимовне были затеяны с задачей отвлечь ее внимание от финансовых вопросов, замаскировать их, чтобы у нее не было времени и сил заниматься ими так тщательно. 28 января был издан приказ об увольнении, который на следующий день отменили. Пытались уволить по 278-й статье Трудового кодекса РФ, которая позволяет это сделать без объяснения причин. Четыре месяца всего шел тогда учебный процесс. И вдруг возникает недоверие со стороны учредителя к этому руководителю. Под влиянием общественности ее вернули на работу. В момент увольнения, 28.01.2021, вышел приказ управления о проведении комплексной проверки школы. Этот приказ никто не отменил. Проверять намеревались уже в ее отсутствии. Это допустимо? Нет, потому что есть Федеральный закон 294-ФЗ «О муниципальном управлении» и 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», есть приказы Минэкономразвития о защите прав юридических лиц при проведении проверок, где подчеркнуто, что проверка в отсутствие руководителя не проводится. Она может быть перенесена, отложена. И прокуратура по этим правилам работает. Здесь не просто изолировали человека от присутствия на проверке, его уволили.

Хотя по закону — сначала проводят анализ по документам, и только если их недостаточно, организуют выездную проверку. У учредителя прописаны функции и полномочия. Эта информация есть и в Уставе школы.

— Самое интересное, что власти эти документы не предоставляют, даже когда ведут диалог с журналистами.

— Лилия Рахимовна их уже сама публикует. Человек, владеющий хоть чуть-чуть этим языком и включенный в знание законов, видит, что там нет нарушений. Есть нормальный рабочий процесс, а замечания к деятельности администрации в любой организации всегда найти можно.

С одной стороны, принимается концепция развития школы, школа утверждает программу по этой концепции. Сейчас в публичном пространстве муссируется такое определение, что директор «Интеграции», Лилия Пикалова, не справилась. У нас по этому поводу есть другая версия. Когда спрашиваешь, в чем не справилась, получаешь ответ: программу как-то не так утвердила, бумажки не так оформила. Ребята, вы определитесь, чего вы хотите. И потом дайте человеку работать. А то какие-то смешные претензии получаются, когда в требованиях по одному и тому же вопросу указаны разные сроки или разные даты. Мы почти закончили тщательный анализ. У меня вот большое количество документов. Вожу их как новогодний подарок.

— Как раз в это время учреждение должно было проходить аккредитацию, которую в итоге вынуждено было отложить на год.

— Вы бы знали, как проходила эта проверка. Начиная от приказа и формулировок о целях проверки. С первых же дней начали увеличивать численность проверяющих, она достигла 20 человек, судя по документам, вышел почти весь штат районного управления образования. Александр Анатольевич Терещенко на пресс-конференции рассказал, что все проверено, ждем выводы. Когда Лилия Рахимовна поправится, он намерен вызвать ее на разговор. Но на следующий день после брифинга по распоряжению Терещенко в школу проходит еще одна проверка, имущественная.

Кстати, лидер движения «Школа – наше дело» Артем Соловейчик, побывав в томской «Интеграции», назвал школу супероборудованной, высоко оценив качество оснащения. В разговоре с Лилией Пикаловой он удивился, что регион выделил такие баснословные деньги на оборудование. И вдруг она ему говорит, что все обошлось всего в 250 миллионов. В московских школах эти цифры в 10 раз выше. В столице так оборудованы буквально три-четыре новые частные школы.

— Вот вам и эффективность работы менеджера в образовании.

— И это все не стандартная по площади школа. У школ, построенных в 90-х, площадь 6 000 — 7 000 квадратных метров, в «Интеграции» — 22 000 метров. Директор смогла оборудовать все площади качественным оборудованием, которое будет актуальным еще 10 лет минимум, со здоровьесберегающими технологиями. Оказывается, можно такое сделать даже на те небольшие деньги, которые выделяются. Нужен только ответственный подход. И вдруг — работа такого человека ставится под сомнение. Мне стало очень интересно в этом всем разобраться.

— А в чем конечная цель всех проверок?

— Снять Пикалову с должности.

— А есть какая-то другая кандидатура на место директора этой новой инновационной школы?

— Нет.

— Мы задавали этот вопрос властям. Говорят, ТУСУР будет решать этот вопрос.

— Нет, и ТУСУР не будет решать этот вопрос. В этот проект ТУСУР вошел с совершенно определенной задачей и своей позицией. Он обеспечивает образовательный процесс, готов вкладываться финансово и это делает: оборудование кабинетов, кадровое педагогическое обеспечение, техническая поддержка, договоренности с частными предприятиями о возможности сотрудничества со школой в плане мероприятий по профориентации. Невозможно взять завкафедрой вуза и просто назначить его руководителем общеобразовательной школы. Это физически невозможно, то, как устроена школа и вуз, — это разные истории. Вуз свою позицию обозначил четко, она внятная, справедливая, в рамках своих компетенций.

В «Интеграции» случилось так, что Лилия Пикалова оказалась как раз очень хорошим менеджером, которого кроме выполнения поручений управления интересует и все остальное. Она еще в 2020 году осенью начала задавать вопросы. А почему здесь так? А это вот так? А как сюда посмотреть? Как мне увидеть движение средств на моем финансовом счете? Вы можете у любого директора школы в Томском районе спросить, и вам скажут, что они понятия не имеют, что у них происходит на финансовых счетах школ. Директор школы по закону отвечает за всё, но здесь не имеет доступа к вопросам своей материальной ответственности.

— То есть это видит только централизованная бухгалтерия?

— Да, все школы района подключены к этой бухгалтерии. Руководители не в курсе, как у них платятся налоги, все ли выделенные на школу финансы пришли, когда это случилось, освоены ли они? С «Интеграцией», в частности, мы решали такой вопрос 30 декабря минувшего года. Школа получила документ, что у нее ноль рублей в остатках на начало нового отчетного периода, на 2022 финансовый год. У меня есть все эти документы. Это подтверждала Юлия Валерьевна Дубовицкая на педсовете 29 декабря. Школа не знала, как обеспечить питание детям в первых числах января. Годовой контракт закончился, нужен был авансовый платеж. Как-то вопрос они решили. Муниципальное задание в школу прислали только 17 января.

10 января по настойчивой просьбе лидера нашего движения происходит онлайн-совещание с Людмилой Огородовой, заместителем губернатора Томской области. В совещании принимают участие руководитель общего образования области Ирина Грабцевич, ректор ТУСУРа Виктор Рулевский, Юлия Дубовицкая и Александр Терещенко. Мы за праздники сделали аналитическую справку. Я отчиталась перед Координационным советом Движения за неделю, проведенную в школе в декабре. В разговоре у замгубернатора Юлия Валерьевна сама затронула вопрос денег, упрекнув Лилию Пикалову в выделении перед Новым годом в качестве премиального фонда всего 167 тысяч рублей для всего коллектива, а у них, оказывается, было несколько миллионов, их, мол, не стали выделять.

Финансовые подробности мы через суд или еще как-то узнаем, но в Томском районе на уровне управления образования настолько все заурегулировано внутри в школах. Там несложно экономить по тем нормативам и требованиям, которые выставляются директорам. Но для школы это закрытая информация. Есть постановление Администрации Томской области, где четко прописаны нормативы, подушевое финансирование на каждого ребенка: в сельской школе, в городской, малокомплектной школе, в классе с профильным обучением и другими особенностями. Очень большой документ, таблицы, все подробно рассчитано на разные условия. Очень тщательно проработанный документ. Должна высказать уважение вообще к качеству подготовки документов на уровне региона. Если сравнить, сколько должно быть доведено финансов до школы и сколько они реально расходуют, то, по самым скромным оценкам, мы увидим не менее 20 %, которые остаются. Это внебюджетный фонд, который школа могла бы решением своих коллегиальных органов расходовать по своему усмотрению. Она может использовать их на стимулирующие выплаты педагогам, вопросы развития образовательного учреждения, любые другие вопросы. Это прямая компетенция самой школы, ее самоуправления. Задача нашего движения — правовое просвещение о том, как устроен закон об образовании, как устроено государственно-общественное самоуправление в школе.

— Получается, закон об образовании защищает родителей и педагогов от неверных решений директоров школ, а как защитить свою честь директору в конкретной томской ситуации?

— У Людмилы Огородовой есть одна глобальная претензия к директору школы «Интеграция», к Лилии Пикаловой. Думаю, они это обсудят при личной встрече. Я считала своим долгом разъяснить, что в таких разговорах и представительных обсуждениях, с участием всех ответственных сторон в такой значимой для всей России ситуации, принципиально важно участие самого директора школы. У нее есть свое мнение, понимание процессов, позиция, право на защиту своего профессионализма и своего достоинства. Ей даже не звонят и не приглашают на официальные встречи. Например, на брифинг с участием главы района.

— У вас не возникло впечатление, что все закрывают глаза на ситуацию? Самыми активными и заинтересованными в решении конфликта пока выглядят родители.

— В декабре мы с одним из завучей «Интеграции» договорились провести родительское собрание, чтобы активировать родительское самоуправление. Я увидела там много частных родительских жалоб, которые на самом деле очень легко решаются через школьный родительский комитет. Не надо дергать постоянно директора, администраторов школы. Оргвопросы могут решаться комиссиями или рабочими группами из родителей. Они легко берут на контроль ситуации с питанием в столовой, претензии к туалетам или еще к чему-то. Можно, конечно, написать жалобу в прокуратуру или президенту, будет разбирательство на 2-3 месяца, а можно прийти в общешкольный родительский комитет, который взял на себя функцию мониторинга условий образования, и вместе найти решение. Всегда среди родителей есть люди, которым интересно этим заниматься. Люди наблюдают, собирают материал, находят два–три варианта решений. Здорово, когда к такой работе подключаются старшеклассники. У самой школы физически нет на это времени из-за бесконечных отчетов, необходимости участия в различных регламентированных мероприятиях и мониторингах. Подключается самоуправление.

— В «Интеграции» же тоже можно так с родителями работать? Вы же увидели, сколько там активных представителей родительского сообщества.

— Да, много грамотных людей, осознанных, четко понимающих, как должна развиваться школа, как они это видят. Сейчас на этом конфликте им очень трудно. Требуют определиться, на чьей они стороне. А они просто за своих детей!

Главная претензия к Лилии Рахимовне в том, что люди из ТУСУРа, которые начинали в сентябре 2020 года работать в школе, к концу года ушли. Все стало, по словам Александра Анатольевича, стогнировано. Но, когда мы начинаем в этом разбираться, в акте проверки от 17 мая указано, что работники ТУСУРа якобы «не выработали учебную нагрузка». Представьте себя на месте преподавателей вуза. Вы профессор ТУСУРа, заведуете лабораторией или кафедрой, вы пошли в проект, вас оформили на четверть ставки, к примеру. Вы принимали активное участие в запуске процессов, обеспечении его бумагами, документацией. Гигантская, кропотливая работа. Нет никаких шаблонов, готовых инструкций. Вы тратите на это свое время за красивую идею. Дети уже работают по этой программе. И вдруг вам в конце года учредитель этой организации говорит, что вам директор необоснованно платил деньги, что было нецелевое использование муниципального бюджета. Ну, у всех же есть гордость. Люди сказали: мы честно сделали свою работу, но мы не понимаем, почему мы должны за это оправдываться. Сейчас мы видим по документам, что 9 из 12 членов команды управления школой уволились именно весной и летом 2021 года, в ходе или по результатам той самой трехмесячной проверки.

— Еще и бесконечные проверки всех истощили. Как еще родители массово не забирают документы из школы, потому что многих склоняют к мысли, что ребенок не получит аттестата весной. Нам знакомы факты и таких формулировок.

— Надо еще учитывать, что в 2020 году школа работала на пол мощности. Школа по проекту рассчитана на 1 100 мест. В муниципальном задании шла речь тогда про 625 учеников. И это нормально, это всегда так, в первый год на полную мощность школы не запускают. 11-й класс не набирали, чтобы не рисковать. В 2021 году в школе уже 1 320 детей. А это уже и в два раза больше должен быть коллектив. Лилия Пикалова в августе в срочном порядке решала вопрос, до последнего ей не могли сказать, сколько детей придет в школу. Это прямая ответственность и компетенция управления образования — вести учет детей и планировать нагрузку школы. В муниципальном задании стояло 930, а пришло 1 320 человек. Как получился прирост? Пришлось директору выводить часть классов во вторую смену.

-Если представить, что окончательно убирают с должности директора, что происходит?

— Мы тоже об этом спрашивали у Александра Терещенко. Он нам с учителями школы публично заявил, что у него кандидатур нет.

— То есть Дубовицкая сама хочет занять этот пост?

— Нет. Это будет явное унижение — после должности руководителя образования района занять этот пост.

— Получается, что теперь только правоохранительная система может разобраться в ситуации.

— Очень надеемся. С томской правоохранительной системой  я тоже уже столкнулась. Была на приеме у прокурора Томского района. 19 января в «Интеграции» были сокращены уроки, подвинуты перемены, освобождено место в середине дня. Дубовицкой надо было провести внеочередной педсовет. Что за экстренный вопрос, спросите? Перспективное планирование деятельности школы на второе полугодие 2022 учебного года.

— И это все в отсутствие директора?

— Конечно. Часть уроков были переведены на дистант, а как дети должны успеть попасть домой к компьютеру за время перемены или учитель как может разорваться между уроком и педсоветом? Отменена внеурочная деятельность, изменен график питания. Педагогам нужно потом компенсировать ученикам эти пропущенные по вине учителя уроки. Отобрано время обеда у педагогов. Удобство родителей тоже под вопросом. Ломается расписание семей. Дети будут сидеть и ждать отправки школьного автобуса, потому что перенос времени надо было согласовывать с ГИБДД.

Кроме того, нарушается Устав школы. По нему, внеочередной педагогический совет можно собрать только по инициативе не менее 1/3 педагогов. Ни директор, ни исполняющий его обязанности собрать педсовет своим приказом просто не имеет права. Я пишу жалобу прокурору Томского района с просьбой незамедлительного прокурорского реагирования, мы собираем под нее документы. Накануне, 18 января, иду на прием к зампрокурора А.Негодину. Одного важного основания достаточно для прокурорского реагирования — противоречит Уставу, основному документу, по которому работает школа. Зампрокурора мне разъясняет, что в течение трех дней у них есть право зарегистрировать мое письмо, в течение семи дней — запросить документы и ознакомиться с ситуацией и в течение 30 дней прислать мне ответ. На следующий день с раннего утра снова пошла в прокуратуру Томского района в надежде, что все же удастся спасти учебный день для детей. Меня принимает прокурор В.Русаков. Отмечаю, что ситуация экстренная и требует немедленного решения.

— Не замечать этого уже невозможно.

— Прокурор мне задает вопрос: «А вы в этой истории чью позицию занимаете?»

— А разве это не очевидно?

— Приехала я сюда 24 декабря, чтобы со всеми обсудить, разобраться, решить вопрос мирным путем. Просила областных депутатов выйти на Общественную палату Томской области, на какую-то нейтральную площадку, где бы все могли сесть за большим столом, поговорить и разобраться, что происходит, выработать механизмы, понять, чем помочь школе. В результате моей работы в регионе я вижу, что ситуация не решается. Сейчас на федеральном уровне расследуется громкое дело, по которому бывший заместитель министра образования Марина Ракова и ректор «Шанинки» Сергей Зуев находятся в СИЗО. Им вменяется неправомерное оформление 20-ти миллионов рублей по работам государственного заказа.

— Суд состоится в любом случае?

— Обязательно. Вопрос обеспечения образования стоит на контроле у президента. Я пыталась разговаривать с Терещенко. Он казался мне солидным, опытным руководителем, способным решать вопросы, оценивать их приоритетность.

…Я произносила это у Александра Терещенко в кабинете: развитие этой школы — это вопрос национальной безопасности страны.

В управлении образования не то что нет своего человека на эту должность, они не понимают, что такое придумала Пикалова. Она дает дорогу молодым, это люди со свежими мозгами. Есть же в Томске человек, который отвечает за образование и неравнодушен к ситуации.

— Хотя томское школьное образование на хорошем счету на федеральном уровне

— Томск по восприятию из Москвы, не побоюсь этого слова, образовательная столица, отсюда выходит все самое современное в плане идей. Это все выглядит очень убедительно всегда. Теплота города передается через идеи. Ваша знаменитая «Эврика-развитие» была первой частной школой в новейшей истории нашей страны.

P.S. Внеплановый педсовет в «Интеграции» все же состоялся. Учителей в чате предупредили, что якобы под вопросом допуск 11-классников к итоговой аттестации и надо срочно принять локальные акты. По словам московского эксперта, это был очередной шаг в нарастании конфликта и подмена понятий. Решения этого педсовета сторона директора школы будет отменять через суд.

Редакция Tomsk.ru направила запросы в прокуратуру Томского района и в Администрацию Томского района. Продолжаем разбираться в ситуации, привлекая независимых экспертов и изучая материалы по данной теме.

В данной статье содержатся оценочные суждения респондента. Редакция может быть не согласна с мнением интервьюируемого.