В последний раз в 2021 году мы говорим о кино. Итоги сериалов уже подвели, равно как и подвели черту под российским кино в уходящем году. Пришло время поговорить о том, какое же зарубежное кино наверняка запомнится большинству из нас. Кто-то припомнит сиквел «Отряда самоубийц» от Джеймса Ганна, кто-то, быть может, посмотрел фестивального «Титана», ну или же пришел в восторг от «Легенды о Зеленом рыцаре». Словом, фильмов было много, и что-то мы наверняка упустили. Так что перед вами финальные киноитоги года по версии Tomsk.ru. Но обо всем по порядку.
Лучшее авторское кино года — «Французский вестник. Приложение к газете «Либерти. Канзас ивнинг сан»
Да, спорить не станем, авторов в этом году действительно хватало, фестивального кино было очень много, и даже в один и тот же момент в прокате можно было найти фильмы Уэса Андерсона и Эдгара Райта. Но наш выбор пал именно на Андерсона. «Французский вестник» должен был выйти еще в прошлом году, но пандемия очень умело сбила все карты, так что картину, которая снята по фейковым статьям из несуществующего американского издания, увидеть удалось только в 2021 году. И была она превосходна. Классический визуальный стиль режиссера, шарм и абсурдный флер происходящего, много фатализма и неожиданного юмора — все это есть во «Французском вестнике». Потрясающий актерский ансамбль, новелльное повествование и прикосновение к реальной и в то же время выдуманной временной эстетике. Ну что еще нужно для просмотра?
«Могло бы быть и лучше» года — «Отряд самоубийц: Миссия навылет»
Очень сложно говорить про «Отряд самоубийц» что-то однозначное. Это далеко не плохой фильм, если сравнивать его с первой частью, но и не хороший, ведь от Джеймса Ганна, севшего в режиссерское кресло о самом безумном отряде комиксов DC, ждали чего-то большего. История рассказывает локальное столкновение низкосортных и богом забытых суперзлодеев с вымышленным островным диктаторским государством, где горе-героям придется распутать неожиданную интригу и не поубивать друг друга на пути к истинному альтруизму. Да, безумных сцен и удачных решений картине хватало, но это же «Отряд самоубийц», их должно было быть больше! Вместо этого Ганн в очередной раз ушел в тему семьи и взаимопонимания, что даже самые отпетые негодяи могут стать друг другу важны. Но все это мы видели в «Стражах галактики» того же режиссера, так что подобный исход событий не может не расстроить.
Эмма Стоун года — «Круэлла»
Безумная, криминальная, дерзкая. На старте производства сольного фильма о главной злодейке «100 далматинцев» никто и представить себе не мог, что из этого можно сделать невероятно стильный экшн и, пожалуй, самый красивый и дерзкий фильм про мир моды. Львиную долю очарования на себя, разумеется, взяла актриса Эмма Стоун, которая попала в образ Круэллы Де Вилль со стопроцентной отдачей. Остальная часть шарма досталась Лондону прошлого столетия, который только начал захватываться волной панка, бунта и дерзости. На выходе получилась достойная картина, где было место и неоднозначным поступкам Круэллы, ее предыстории, потрясающему сценарию и великолепной игре Эммы Стоун. Если не смотрели, то смотрите, а если смотрели, то пересматривайте!
Прорыв года — «Никто»
Совершенно молча, спокойно и рассудительно, без громких высказываний Юрию Дудю режиссер Илья Найшуллер начал штурмовать Голливуд. И это получилось у него просто великолепно. Квентин Тарантино и Джеймс Ганн не дадут соврать, ведь тоже посмотрели «Никто», и он им понравился. Изначально концепт мужчины, который после попытки ограбления своего дома сходит с ума и начинает устраивать форменное ультранасилие для плохих людей, очень походил на «Джона Уика». Но по факту все оказалось совершенно иначе. Найшуллер — мастер боевиков и неожиданных экшн-сцен, из-за чего темп и действие в «Никто» цепляет и не отпускает до конца. И при этом на экране происходит жуткое насилие, погибают люди, но выглядит это все максимально весело и смешно. И если не такое развлекательное кино нам нужно было, то мы не знаем, какое еще нужно снять.
Разочарование года — «Мортал Комбат»
Ох, тот случай, когда рубрика максимально говорит сама за себя. Да, новый «Мортал Комбат» — это самое настоящее разочарование и боль. У авторов на руках было примерно все: десятки игр и сотни персонажей, тонны лора и фанатская любовь. Бери и делай идеальный фильм по игре, но творческая жилка дала о себе знать. Введение новых персонажей, неуважительное отношение к первоисточнику, обрезанные и деформированные характеры культовых бойцов вроде Лю Кана или Сони Блейд — все это слишком сильно ударило по впечатлению. И ведь изначальная идея ввести совершенно нового персонажа была хороша, так можно было расширить зрительский охват и позволить больше проникнуться историей, но все остальное было из рук вон плохо. Третий акт вообще похож на одну большую шутку, из которой авторы умудрились вырезать полноценные куски, превращая картину в непонятное и слишком несбалансированное месиво. Будем верить, что сиквел постарается исправить эти ошибки, ну а если нет, то видеоигры нам в помощь.
Очевидный провал года — «Матрица: Воскрешение»
При просмотре фильма в кинотеатре в голове крутился лишь один вопрос: «Зачем? Кто просил о таком продолжении?» История циклична, и если за рулем того же «Мортал Комбат» были совершенно неизвестные игрокам люди, то за «Матрицу» отвечал один из оригинальных создателей — Лана Вачовски. И сделала она намного больнее, чем «Смертельная битва» могла себе позволить. Перечеркнутые достижения оригинальной трилогии, неуважение к своему же первоисточнику, брошенные в яму фанатские теории, игнорирование собственных же законов и установок, а также отсутствие той же глубины и философичности, что было раньше. По итогу получается продукт, который никому не нужен. Новых фанатов такой поделкой не привлечь, а старые в ужасе сбежали из кинотеатров. Вот и спрашивается — зачем?
Безусловный хайп года — «Человек-Паук: Нет пути домой»
Ох и нашумел же триквел «Человека-Паука», ох и обманывали же нас Sony с Marvel. Мол, не будет вам Пауков Магуайера и Гарфилда, история совершенно про другое. Но мы-то знали, что для зрителей готовился самый настоящий ностальгический коктейль, который хочется повторить еще несколько раз! Да, в «Человек-Паук: Нет пути домой» просто космическое количество фан-сервиса и отсылок для поклонников, но при этом у фильма получается оставаться очень четкой и необходимой историей Питера Паркера Тома Холланда. Той самой историей, которую мы, зрители, ждали с самого его появления в Киновселенной Marvel. И как хорошо, что мы получили все именно в этом виде, никаких перегибов, сбитых векторов и провисающего повествования. Все получилось очень хорошо, не без минусов и вопросов, но все же хорошо.
Лучший фильм года — «Дюна»
Простите, но да. Можно открыто спорить с нами по этому поводу в комментариях, но именно «Дюна» Вильнева должна занимать эту номинацию. Фильм далек от идеала, он старается сесть сразу на два стула: привлекая внимание аудитории авторского кино и зрителей более массового и популярного. Из-за этого немного сбивается темпоритм картины, ведь кто-то посчитал ее максимально медленной и скучной, а кто-то шел на повторный сеанс сразу же, как только кончился показ. И всех можно понять. Несмотря на то, что «Дюна» — это очевидно фильм, который стоит в начале дилогии или трилогии, нельзя скрыть от внимания, что это очень громкое слово в современных фантастических фильмах. Вильнев открыл новую тропинку как для авторов, так и для зрителей. Он показал, что можно сделать максимально авторское кино в обертке массового, доказал, что экранизация фантастики может быть умной, монументальной и дотошной. Мы в ожидании второго фильма и еще не раз пересмотрим первый, ведь это однозначно стоит своего!