Источник фото: Святослав Зырянов
Авторские материалы

Не учить, а дать возможность научиться: как «Виртуозы» перешли от концепции школы к пространству

13:40 / 20.12.21
15930

Больше групповых занятий и свободы для учеников

Мы в социальных сетях:

Дать пространство для творческой реализации как детям, так и взрослым и помочь осваивать новые навыки. Это — концепция современного творческого развития, которого придерживаются в пространстве музыки, театра и кино для детей и взрослых «Виртуозы». Возникшее сначала как музыкальная школа, оно претерпело существенную трансформацию и сейчас абсолютно по-другому работает с теми, кто туда приходит. Основатель пространства «Виртуозы» Инна Винникова — о том, почему такой подход ближе самим ученикам и перспективнее как бизнес-модель.

Инна, почему у «Виртуозов» изменилась концепция и когда это произошло?

Изначально, когда мы открывались 8 лет назад, это была музыкальная школа «Виртуозы». Работали индивидуально со взрослыми и спустя год поняли, что формат абсолютно нерентабелен: хотя спрос есть, сама финансовая модель уходит в минус. Поэтому было решено добавить групповые форматы, которые оказались интересны и для самих участников: в коллективе люди развиваются быстрее. Есть единомышленники, которые поддерживают, развиваются с тобой, вы друг у друга учитесь. Плюс такой формат был интереснее для меня и как для предпринимателя.

Вообще, в «Виртуозах» собрался весь опыт, который я получала за время моей деятельности. Я работала и в управлении, и в event-сфере, вожатой и методистом в детском лагере. Кроме того, повлияло мое изначальное образование в новосибирской школе-студии «Журавушка». Это школа-студия, созданная по итальянской концепции, где у детей с 1-го класса, наряду с математикой и русским, преподают сольфеджио, музлитературу, хор, ансамбль. Хор этот и сейчас гастролирует по разным городам России и других стран.

Со временем мы перестали быть школой и стали пространством из-за смены концепции. Под словом «пространство» подразумевается среда, погружаясь в которую ученик может самостоятельно развиваться. А мы даем для этого обстоятельства, среду, инструменты и наставников. Есть наставники практикующие, на которых можно равняться, которые могут давать нужную информацию и всячески вдохновлять на саморазвитие.

Пространство расширилось также за счет новых направлений?

Направления возникли постепенно. Со второго года работы добавились новые направления: параллельно и отдельно от «Виртуозов» я развивала проект «Школа актерских технологий» и интегрировала его в работу тогда еще школы. Затем добавились «Публичные выступления». Сначала направления развивались отдельно, потом я их соединила.

Сейчас условно мы делим направления на музыкальное искусство, актерское мастерство и публичные выступления.  Они достаточно сбалансированы, и нет перевеса в какую-либо из сторон.   Например, в музыкальном направлении есть много как индивидуальных, так и групповых занятий по разным дисциплинам: вокал, фортепиано, саксофон, ударные, флейта, губная гармошка и другие. В актерском мастерстве также свои нюансы, но здесь, как и в публичных выступлениях, более эффективен групповой формат.

Сменить формат и преобразовать школу в пространство было вашей мыслью или этого потребовал новый запрос от учеников?

Движение с двух сторон пошло. Без взаимодействия с человеком ничего не получается. Когда ученик, дома не занимается и хочет, чтобы его учили, – это не приводит к результату ни у детей, ни у взрослых. А когда человек вместе с нами развивается, что-то делает, занимается дома, пробует выступать, писать зачины, все идет как надо. И мы даем возможность выступить, обратную связь от эксперта, аудиторию, которая слушает и задает вопросы, если это, к примеру, навык публичных выступлений. Мы формируем среду единомышленников, чтобы человек самостоятельно развивался.

Наставники больше выполняют функцию не учителей, а вдохновителей и мотиваторов. Он должен своим примером показать, что можно в этом направлении развиваться. Уже после дать инструменты для работы и дать среду, где все, что прошли на занятии, можно попробовать. После он только направляет и сопровождает, идет «за ручку» рядышком.

Чем отличается обучение и творческое развитие детей и взрослых?

Подходом: дети более открыты, восприимчивы и сразу реагируют на игровой формат. Взрослым он также нравится, но у них существует рефлексия в плане ошибок. У детей такого нет, что: «о боже, я упал, сейчас все будут смеяться», только если родители с детства это не сформировали. Потому им многие задачи даются легче.

В целом же, например, на актерское мастерство и дети и взрослые приходят с одинаковыми задачами: не бояться выступать, быть раскрепощенным на сцене, не бояться говорить, уметь управлять своими эмоциями, речью, дикцией, жестами. Уметь взаимодействовать с партнером, понимать его, развивать софт-скилы. Вот это задача актерская, и они решаются для взрослых и детей примерно одними способами. Потому, если зайдете на любой курс или лабораторию по актерскому мастерству для взрослых, там вы также обнаружите шуточные, игровые тренинги. Они раскачивают, раскрепощают человека, снимают зажимы и предоставляют такую свободу, которая есть у детей.

Зачем взрослому идти заниматься музыкой?

Да потому что хочется. У нас взрослые вообще обделены этим: 8 лет назад студий или школ для них в принципе не существовало. Были музыкалки обычные, детские, и там взрослым было не место. В детстве им говорили, что они не попадают в ноты, и они прекратили занятия. Пожалуй, мы одними из первых сказали, что взрослые тоже могут учиться и развивать свой голос, и позже доказали это. По сути, это как мышечная тренировка: нужно просто научить организм попадать в ноты, а мы подскажем, как это сделать. Если ты хочешь петь – почему бы тебе не петь? Мы за то, чтобы все занимались тем, чем они хотят заниматься, и для этого бы не было барьера.

Взрослые делятся на разную целевую аудиторию. Есть те, кто никогда не пел, но очень хочется. Есть те, кто когда-то занимались музыкой и хотят возобновить занятия. Есть взрослые, которые хотят, например, на юбилее бабушки выступить на хорошем уровне. Все с разными задачами приходят и с разным уровнем.

Какие наставники работают с учениками?

У нас команда всегда в процессе формирования, хотя основной костяк работает давно. Отбираем в команду людей, которые любят помогать другим, развивать их и не видят для этого барьеров и преград. Они понимают, что развить любой навык можно, лишь бы захотеть. Наши наставники любят помогать людям – это раз. Любят посмеяться – это два. Как-то подбираются так, что у нас весело всегда, при этом каждый понимает свою ответственность на своем рабочем месте и, исходя из этой ответственности, как считает нужным – так и развивает людей.

Также наши ребята «молодые» в плане мобильности и готовности к переменам. Например, есть наставник по саксофону, ему больше 70 лет. Он отлично перешел на онлайн и вел занятия в Zoom в пандемию по саксофону. Причем лучше всех справился с задачей.

В пандемию бизнес начал переходить в формат онлайн. Насколько у вас это получилось?

Мы быстро перестроились, арендодатель пошла нам навстречу. Единственное — в плане музыки было тяжеловато технически вести уроки. Все ученики любят живое общение, это же хобби. А через зум такого тепла не передашь. У нас очень любят офлайн-формат. Мы переждали этот период и вернулись с новыми силами. Онлайн остался для учеников не из России – Германия, Австралия. А для томичей мы открыты в офлайн-формате.

Поддержку оказал и Фонд развития бизнеса. Мы с ним все 8 лет взаимодействуем, с момента появления этой организации. Проходим все программы, акселератор, на субсидии подавали. Я сама два раза ездила на стажировки благодаря им в Казань и Санкт-Петербург. Также для фонда мы вели тренинги для предпринимателей по развитию софт-скиллз и публичных выступлений. Поэтому с фондом мы очень плотно дружим, и вообще здорово, что в Томске есть такая организация, которая бесплатно дает такие возможности для предпринимателей.

Какие планы на 2022 год?

В январе каждого года мы традиционно добираем учеников на направления. Сейчас у нас идут скидки 22% на сертификаты на любые направления, такого, мне кажется, никогда не было за все время существования «Виртуозов». Сейчас именно тот период, когда можно мягко войти в эту историю, приобрести сертификат и попробовать себя в чем-то – от публичных выступлений до саксофона.

Многие курсы с нового года начнут функционировать. Например, вокально-театральный проект «Вокс» для взрослых – туда уже сейчас можно записываться и подавать заявки.