Агрессивный ребенок – не редкое явление в современном мире. Для многих родителей это большая беда, с которой они сталкиваются дома при воспитании своего ребёнка, а также в детском коллективе, когда их любимый малыш находится на одной территории с ребенком, проявляющим агрессию.
«В этом году увеличилось количество обращений по конфликтам в детских образовательных учреждениях, и цифры говорят сами за себя: 2019 год – 3 обращения, 2020 – 5, 2021 – 18 обращений (на 1 ноября). Сама по себе цифра количества обращений вроде и не большая, но мы понимаем, что к нам обращаются в последнюю очередь, когда другие инстанции пройдены. И тенденция такого значительного роста сложнейших конфликтов в образовательных учреждениях вызывает серьезную тревогу. Участники образовательного процесса, чаще всего родители, пытаются разрешить конфликт, который возникает в ходе образовательного процесса. И мы, конечно, отрабатываем каждую ситуацию, стараясь выступать в роли третейского судьи, который может непредвзято оценить ситуацию и предложить оптимальные пути решения этой проблемы», – рассказала Лариса Анатольевна.
Есть поведенческие моменты у ребенка, которые просто необходимо прорабатывать. Самое главное и приоритетное – это понять природу агрессии. Иногда причина агрессии – это конфликтная ситуация в семье, неумение родителей адекватно относиться к проявлениям возрастных особенностей ребенка, его индивидуальным чертам характера. Зачастую родители, которые должны снимать психоэмоциональное напряжение у ребенка, настраивать его на положительные эмоции, сами обрушивают на ребенка все свои пережитые за день проблемы, возбужденный ребенок приходит в детский сад, школу и начинает агрессировать на других детей и взрослых. И, конечно, родители реагируют на такое поведение и обращаются за помощью к уполномоченному. Иногда причина агрессии ребенка – это отсутствие (в силу возраста или уровня эмоционального интеллекта) навыков налаживать коммуникации со сверстниками, с педагогами. Встречаем профессиональное выгорание у учителей и в связи с этим детско-учительские конфликты. С этим надо работать и родителям, и педагогам, и психологам, и школьным службам примирения. Бывает, что ребенок может проявить агрессию, когда очень устал. Он загружен в образовательном учреждении, загружен дополнительными занятиями, загружен гаджетами, а снять эту усталость не помогли, не научили.На это тоже надо обратить внимание и родителям и педагогам.
«Во всех случаях мы приглашаем родителей, психологов, специалистов из учреждения и стараемся сообща вырабатывать стратегию, как разрешить конфликтную ситуацию и помочь родителям скорректировать поведение ребенка. Мы видим, что психологические службы в образовательных учреждениях нуждаются в усилении и развитии, и говорим об этом на всех уровнях», – объяснила детский омбудсмен.