Источник фото: Святослав Зырянов
Интересное

«На всю катушку»: швейные производства Томска открывают для школьников свою профессию

16:40 / 19.12.21
3741

В рамках проекта дети шьют шопперы, а после смогут трудоустроиться на каникулы

Мы в социальных сетях:

Прийти с экскурсией на швейную фабрику, сшить сумку, толстовку и найти подработку на лето в качестве портного: звучит как неплохой профессиональный план, который уже сейчас могут реализовать школьники Томской области. В Кадровом центре «Работа России» подвели итоги первого этапа профориентационного проекта «На всю катушку». Рассказываем, чем проект может помочь томским компаниям, насколько сильно сейчас нужны швеи и почему профессия «портной» вновь стала актуальна и интересна подросткам.

Шьем вместе!

К проекту присоединился 51 школьник Томской области. А 7 работодателей в сфере швейного производства стали наставниками для школ Томска и Томского района. Они проводят экскурсии в швейные цеха совместно с учителями технологии, дают мастер-классы, знакомят ребят с простыми операциями, производственными процессами и помогают выполнить свой проект. На первом этапе школьники сшили сумки-шопперы. В дальнейшем планируют создать толстовки.

Среди работодателей-участников проекта – швейная фабрика «Дива-М», швейная фабрика «Тайга», Daisyknit, Masterskaya, бренд Yoki, ИП Золотарев Денис и швейное предприятие «Связь Капитал». А из школ — СОШ №58, школа №11 имени В. Смирнова, №4 имени И. Черных, Моряковская, Рассветовская, Корниловская и Воронинская школы.

На протяжении проекта ученикам помогают как сами портные, так и учителя технологии. Наталья Трофимова преподает в школе №4 г. Томска технологию, наставником в рамках проекта стала фирма Daisyknit. Как отметила Наталья, в проекте от ее школы участвуют 8 девочек, каждая была под большим впечатлением от фабрики. А шопперы сшили в концепции изделий бренда: минимализме. Наталья добавила: из участниц проекта ее школы трое задумываются над профессией швеи. Однако часто от рабочих специальностей учеников отговаривают родители.

«Некоторые родители сейчас нацелены на то, чтобы дети шли в гуманитарные вузы, и не совсем объективно воспринимают рабочие специальности, которыми можно реально заработать. Я вижу, что детям это интересно, и потом они все равно возвращаются к тому, что нравится. А здесь они видят готовый продукт, который сделали сами», — делится Наталья.

Судя по отзывам участников, проект их действительно «зацепил». Так, Анастасия Зыкова и Виолетта Залялетдинова сшили себе по шопперу: синяя и зеленая сумки красуются на стенде, девушки ими действительно гордятся. Настя рассматривает профессию «портной» как один из вариантов для будущей профессии, а Виолетта видит в этом интересное хобби и профессионально заниматься шитьем не планирует.

«Мне понравилось шить шопперы: мы очень быстро справились, сшили буквально за 2 часа в школе. А потом долго украшали, потому что хотели сделать что-то особенное. Побывали на фабриках, так посмотрели: профессия достойная, хоть и нелегкая.  Рассматриваю вариант пойти на швею или портного дальше», — рассказала Настя.

О том, какие результаты принес проект, также о современном рынке труда для портных и швей — в нашем подкасте. 



Портных на рынке не хватает

Именно по этой причине был запущен проект. Проблему обозначили сами работодатели на одной из встреч в кадровом центре. При этом многие готовы обучать будущих портных и швей на своих базах и принимать даже без опыта работы. Как отметил один из авторов идеи проекта Денис Алфимов, руководитель фабрики «Дива-М», заинтересовать школьников в профессии, дать им ее попробовать и показать настоящие производства, откуда вещи попадают в модные магазины, – один из способов найти новые кадры.

«С кадрами у нас большая беда. И мы сейчас делаем параллельно несколько проектов, пытаемся нарастить дефицит сотрудников, потому что потребность очень большая. Мы могли бы школьника дальше провести – например, пытаемся, чтобы наш колледж индустрии питания дал какие-либо преференции тем, кто участвовал в этом кружке. Как минимум они будут внимание обращать на таких ребят, которые участвовали в подобных проектах», — отметил Денис Алфимов.

 «Дива-М» занимается пошивом любых изделий: «от нижнего белья до шуб». Фабрика работает под заказ и развивает свой бренд. Сейчас из-за большого количества новых шоурумов, которые не успевают отшивать свою продукцию, работы для швей в Томске действительно достаточно.  Сам Денис Юрьевич в рамках проекта курирует учеников МАОУ СОШ №11 в Томске. Он отметил, что работодатели решили показать производственный процесс с разных сторон, а начинать делать что-то сами дети должны от простого к сложному.

«Мы подсказывали какие-то вещи, обеспечили материалами. Но в основном они сами справились. Мы все школы провели через предприятия с экскурсиями. Думаю, это оставило положительное впечатление у ребят», — сказал предприниматель.

О проблеме с молодыми швеями упомянула и завпроизводства швейной фабрики «Тайга» Лариса Козикова. Здесь отшивают спецодежду для охоты и рыбалки.

«Есть большая нехватка кадров, и хотелось, чтобы молодые перспективные в этом все-таки заинтересовались. Это же творческая работа, не важно, что создавать: детскую, классическую, спецодежду. Мы всегда готовы обучать. К нам приходят и без опыта, есть целая бригада, которая приходит и осваивает этот навык у нас.  Если видим, что человек стремится, – подсказываем. На экскурсии детям особенно понравилась, наверное, начальная стадия – конструирование одежды, ее рождение», — рассказала Лариса Козикова.

В проекте поучаствовали не только фабрики, но и небольшие бренды, как торговая марка Yoki. Как отметила ее создатель Алиса Павлюк, с экскурсией к ней дети не попали из-за малой площади производства, однако она сама выезжала в школу с мастер-классом.

«Я пришла на одно из собраний предпринимателей в центре, и как-то возникла идея подобного проекта, в котором я с удовольствием согласилась участвовать. Но я сама приехала и привезла ткань в свою школу, мы с ребятишками раскроили шопперы, я объяснила им принципы добавления припусков на швы, как рассчитать размер сумки – и они дошили сумки со своим наставником. На полпути я немного потеряла интерес– видела, как проводят экскурсии на предприятиях, и поняла, что не могу такого предоставить детям. Но, поговорив с сотрудниками кадрового центра, решила дойти до конца – и сегодня увидела результаты детей. Я такого не ожидала, если честно. Сумки интересные, их можно использовать. К тому же молодежь как правило старается придерживаться осознанного потребления», — отметила Алиса.

Новая молодежь – новый рынок

Проект «На всю катушку» — один из новых методов решения кадрового вопроса. Как отметила глава департамента труда и занятости населения Томской области Светлана Грузных, проблема нехватки кадров в легкой промышленности сегодня не решается классическими подходами.

«Мы встречались с руководителями многих компаний Томска и поняли, что сегодня у нас нет людей, потому вместе договорились выходить на школьников и делать такой проект. Задача в том, чтобы вовлечь ребенка для принятия решения в будущем. Мы сегодня школу соединяем с работодателем и помогаем найти те инструменты, которые позволят показать, что сфера легкой промышленности – это будущее, достаточно высокооплачиваемая работа, если достичь в ней профессионализма. Если у ребят получается – у них есть все шансы стать сотрудником компании в будущем», — отметила Светлана Грузных.

Глава департамента подчеркнула: с детьми будут работать и после того, как они сошьют следующее изделие, а сам проект призван работать и со взрослыми.

«Когда мы в информационном поле показываем легкую промышленность через вовлеченных детей, так мы продвигаем и местные бренды. Думаем, будут находиться и взрослые, которые увидят отрасль с другой стороны и получат квалификацию. Работодатель готов обучать на рабочем месте – вот в чем преимущество», — сказала Светлана.

Рынок труда меняется, поскольку на него стали выходить молодые соискатели: у них другой запрос, и в работе они ищут прежде всего интерес. В частности, швейная отрасль в Томске только начинает свое зарождение и развивается уже с учетом рынка и новых технологий. Мелкие производства довольно быстро становятся средними за счет развития онлайн-коммерции и маркетплейсов, а соответственно, требуют новых работников. Глава департамента добавила, что сейчас в секторе легкой промышленности действительно можно зарабатывать.