Творческий процесс, возможность создавать уникальный продукт и участие в выборе новых вкусов для карамелек. Все это привлекает и завораживает владельцев сладкого и волшебного карамельного бизнеса в Томске Динару Кайнову и Дарью Яворовскую.
Сейчас «Первая карамельная мануфактура» участвует в новогоднем маркете «Глинтвейн», который проходит в торговом центре «Изумрудный город». Для малого бизнеса — это возможность познакомить со своей продукцией большее число томичей.
Как отмечают руководители сладкого бизнеса, каждый может попробовать карамельное ассорти во время дегустации. Кстати, самый популярный новогодний вкус — шампанское, а самый любимый у томичей леденец — карамельная тросточка. Хитом уходящего года стал леденец для приготовления глинтвейна, его достаточно поместить в кружку с горячим напитком и наслаждаться. Динара Кайнова рассказала порталу Tomsk.ru, как возникла идея создать такую необычную компанию и как натуральный продукт способен завоевать сердца и взрослых, и детей.
— Как возникла идея открыть такой сладкий бизнес? Это детская мечта или анализ рынка и потребностей потенциальных покупателей?
— Идея пришла, когда я была в отпуске в Европе у родственников, я увидела, как вручную производят карамель, и сразу решила открыть такой бизнес в Томске. Процесс производства завораживающий — сначала тянем горячую карамель, потом делаем большой карамельный батон и вытягиваем трубочки, потом колем маленькие конфетки, внутри которых крошечный рисунок. Анализ рынка, конечно, провели и открыли «Первую карамельную мануфактуру» в Сибири.
— Пришлось ли завоевывать аудиторию в Томске или она уже была готова к приходу такого бизнеса?
— Наши карамельки сразу полюбились томичам, первые заказы были на дни рождения и леденцы с логотипом, плюс благодаря Instagram о нас узнали соседние города.
— Какой набор услуг у вас сейчас есть? Чем вы удивляете своих покупателей? Почему ваш бизнес можно назвать современным и модным?
— Мы производим карамель по старинной рецептуре, вручную, используя натуральные красители и ароматизаторы, а также леденцы без сахара. Мы гордимся нашей продукцией и тщательно выбираем поставщиков ингредиентов для них. Ассортимент у нас постоянно увеличивается: рубленая карамель, леденцы на палочке, топперы для тортов, леденцы с лого, тросточки, леденцы-погремушки. Также мы принимаем нестандартные заказы, например, трехкилограммовый гранатовый леденец на свадьбу сделали. Мы воплощаем любые идеи в карамели.
— Сколько лет вашей компании? С чего все начиналось? Как выросли объемы, команда и ваши амбиции?
— Нашей компании всего 1 год, сначала мы работали как ИП, выполняли индивидуальные заказы, но через год стали поступать оптовые, тогда мы решили зарегистрировать ООО и стали производить леденцы для кофеен, кондитерских, музеев, например, для Музея славянской мифологии мы производим леденцы с достопримечательностями Томска.
— Повлияла ли пандемия на ваш бизнес? Может, появились новые запросы общества, вам пришлось продумывать новые предложения?
— Конечно, повлияла, был очень тяжелый период, многие корпоративные заказы отменялись в период локдауна, но помогали заказами постоянные клиенты и продажи через интернет, так смогли продержаться.
— Как подбираете сотрудников, какие качества приветствуете, что можете сказать о своей команде?
— Для нас важна доброжелательность, опрятность и пунктуальность.
— Есть ли у вас планы масштабировать свой бизнес?
— Да, планы есть. Надеемся, все намеченные этапы масштабирования мы пройдем легко.
— Насколько вы, как руководитель, управляете всем процессом или можете себе позволить делегировать мелкие задачи, чтобы сконцентрироваться на развитии бизнеса?
— Нас два учредителя, я и Дарья Яворовская, мы до сих пор сами участвуем во всех процессах производства. Учились в одной группе в Томском политехническом университете, кстати, обе закончили с красными дипломами. Нас учили сначала самим понять и пройти все этапы производства, затем систематизировать их и только потом делегировать. В ближайшем будущем у нас появится постоянный штат сотрудников, тогда мы сможем сконцентрироваться на развитии бизнеса.
— О вас в интернете много восхитительных отзывов, насколько это важно — иметь обратную связь? Как она улучшает работу?
— Да, большое спасибо, отзывов много, и это радует. Для нас обратная связь, особенно видеоотзывы с довольными ребятишками, — это прежде всего заряд позитива для дальнейшего развития. И конечно, отзывы важны для работы, ведь они играют иногда решающую роль при покупке через интернет. Томичи могут продегустировать карамельки перед заказом у нас в мануфактуре, а заказчики из других городов опираются на отзывы.
— Как вас находят клиенты? Работает ли реклама, вас советуют другие?
— Очень много приходит заказчиков по рекомендации друзей, «сарафанное радио» работает во все времена, также мы используем инструменты продвижения в интернет и давали рекламу на радио.
— Кого среди ваших клиентов больше — взрослых или детей? А может быть, больше всего леденцы пользуются спросом у бизнеса?
— Конечно, детей. Они главные поклонники нашей продукции, но взрослые тоже очень любят наши карамельки и всегда добавляют: «Мммм, вкусно, как в детстве». С бизнесменами мы тоже регулярно сотрудничаем, леденцы — это не просто лакомство, но и бизнес-инструмент, мы изготавливаем леденцы с логотипом и QR-кодом, это прямая ссылку на ваш сайт, Instagram или даже видео в интернете, например, с поздравлением с Новым годом. В нашей карамельной можно не только купить сладости, но и поучаствовать в их создании. Мы проводим мастер-класс для всех желающих, Продолжительность 1 час. За это время Вы увидите, как создаются наши конфеты: от кипящей карамельной массы до маленькой конфетки с рисунком внутри! Вы попробуете теплую карамель и готовые конфетки. А также сами создадите леденец на палочке, который заберете домой.
— Как следите за качеством продукции, какие технологии применяете?
— Мы прошли испытания, получили необходимые сертификаты соответствия, изготавливаем карамель по ГОСТу. С советами диетологов мы не боремся, если человек придерживается ПП или по каким-то другим причинам не может употреблять сахар, мы предложим карамельки без сахара. А для всех мы производим классическую карамель без искусственных добавок и без консервантов, а главный ингредиент — наша любовь!
— Кто вас познакомил с Фондом развития бизнеса? Сколько лет вы с ним сотрудничаете? Какие формы работы с ним попробовали/воспользовались? В каких ситуациях его поддержка выручает?
— Год назад друзья позвали посетить тренинг в Фонде развития бизнеса, так мы узнали об этой замечательной организации. Она, действительно, помогает малому бизнесу, не просто словами поддержки, а реальными действиями. Благодаря Фонду развития бизнеса в ноябре мы приняли участие в выставке InterFood Ural, где смогли встретиться с представителями крупных торговых сетей и обсудить сотрудничество. А в декабре мы победили в конкурсе «Лидеры томского предпринимательства» в номинации «Стартап года». Центр «Мой бизнес» в Томске — это дружная команда, которая под руководством Ольги Лапшиной помогает не только начинающим бизнесменам, но и самозанятым. Так, на мероприятиях я знакомилась с многодетными мамочками, которые, получив необходимые знания и поддержку, открывали свое дело.
— Какие советы можете дать начинающим бизнесменам? Как искать свою нишу, как пробовать, рисковать или нет?
— Мой совет — действовать, прямо сейчас! Можно (даже нужно) много читать, можно много посещать тренингов и мастер-классов, но если не начать действовать, то все останется просто списком целей на бумаге. Если вам кажется, что у вас гениальная идея для бизнеса, возможно, вам не кажется!
Материал подготовлен при поддержке ЦИСС НО «Фонд развития бизнеса»