Студенческие годы – одна из вех, определяющих жизнь человека, а общность по отношению к вузу – повод для гордости. Где бы ни оказались выпускники Томского госуниверситета, какой бы профессиональный путь ни выбрали, Томск для них – alma mater. В третьем сезоне проекта «Выпускники ТГУ» мы собрали истории, как учились и с чего начинали люди, связавшие жизнь с предпринимательством и IT.
Главный корпус ТГУ. На всех перилах – свежие пятна краски и извести, все еще дышит свежим ремонтом, и стройка подходит к концу. Лена Рыбина отмывает рамы от строительной пыли и грязи: готовит университет к приходу студентов. Сама она приехала из Бийска и не смогла поступить с первого раза. Благодаря работе на университетской стройке получила общежитие, чтобы через год поступить на экономиста, а спустя время открыть известный томский бренд «33 пингвина» и стать экспертом по упаковке франшиз.
У меня с математикой всегда было неплохо, с английским. Я посмотрела, что предлагается, поняла, что профессия «переводчик» меня не устраивала. Экономический факультет был ближе, исходя из того, что это — самое прикладное направление к математике. Это был 1995-96 год, достаточно популярно было – финансисты, экономисты. И мне это было достаточно близко.
Я в Томске до этого никогда не была. Но здесь учились все старшие друзья, на которых я равнялась. Мне приятно было на них смотреть: такие взрослые, умные, хорошо рассказывали о Томске. И я решила попробовать приехать сюда. Помню: меня так поразил проспект Ленина с его липами в июне. Это – чудо. В роще самой там стоял памятник, где уже во время учебы мы назначали свидания и после бурных вечеринок по утрам готовились к экзаменам, на лавочках.
Не стыдилась, что отмываю университет. Наоборот – гордилась!
Я поступала на два факультета: юридический и экономический. К сожалению (или к счастью) поступила не с первого раза. Домой возвращаться не собиралась, и нужно было где-то жить. В то время шел ремонт ТГУ, и, чтобы получить комнату в общежитии, мне нужно было каким-то образом быть причастной к университету… И я устроилась убирать за стройкой. Там шла уже сдача центрального корпуса, и нужно было отмывать от известки и краски все стенки, перила, лестницы. Я этим и пробила себе комнату в юридической общаге.
Чувство во время ремонта вуза было грандиозное: видишь высокие своды, поднимаешься по лестнице, а потом заходишь в перпендикулярный коридор с длинными окнами и дверями кабинетов. Очень академическая атмосфера. После этого университет для меня без антуража высоких дверей как-то не совсем правильно выглядит. Мы лестницы отмывали, эти двери двухметровые, все рамы. Также в подвалах побывали: там как раз сидели завхозы, которые назначали работу. Нисколько не стыдилась, что я убираю. Наоборот: гордилась!
Воспоминания об общаге въелись в память надолго. Помню период, когда юристы сдавали историю государства и права, где много учить: вечером приходишь в общежитие на пятый, последний этаж, и они сидят в коридоре прямо на полу все, стоит банка сухого кофе, бутылка воды и сахар-рафинад. И они вот этот кофе в гранулах прям жевали и учили эту несчастную историю.
Через год я все-таки поступила на экономический факультет ТГУ. Тогда же переехала в «шестерку» (общежитие вуза №6). Поскольку многие друзья у меня жили именно в юридической общаге, а наши здания располагались через дорогу, бывало, что я курсировала между двумя в халате и тапочках с полотенцем на голове по вечерам. До сих пор общаюсь даже не с одногруппниками, а с соседями по общежитию.
Преподаватель так интересно рассказывала, что я решила перевестись
Я поступила сначала на менеджмент, а потом, поскольку нужно зарабатывать, перевелась на заочное. Заканчивала я уже финансы и кредит. Не скажу, что учиться мне было суперсложно. А вот в плане самоорганизации трудности поначалу были, как у любого студента. Чтобы все по порядку и по расписанию – это редкость, по мне, это скучно. А реальные студенты в общагах учатся себя организовывать постепенно.
«Я очень любила кафе «Библиотека». Ну и атмосфера самой «шестерки», конечно, была особой».
Деканом факультета, когда я училась, была Сахарова Зинаида Егоровна. А один из самых запоминающихся и харизматичных педагогов, какие у нас вели, – это Евсеев Михаил Павлович. Очень интересный дядька, просто шедевр, преподавал нам историю. Когда я поступила, ему уже было больше 70 лет. И в такие годы сохранять яркость ума, как у него, – это меня очень поразило.
Второй преподаватель побудила меня перевестись на направление «финансы и кредит»: Сагайдачная Надежда Константиновна вела у нас финансовый анализ, параллельно работала в казначействе. Мне было интересно ее слушать, и она так классно рассказывала про свою сферу, что я решила: хочу заниматься финансами и кредитом.
Я вообще люблю анализировать, мне нравится строить финансовые модели – я поняла это после того, как объяснили, что такое бывает. Можно анализировать спрос, построить будущее по финансам.
Юристы тоже приходили к нам, запускали тогда свободно. И дискотеки были в общаге на первом этаже в холле, рядом с местом, где сидела вахтер. С нами в общаге постоянно тусовались и Владимир Самокиш, и Дмитрий Хлопцов, и Тимур Хисматуллин, почти вся плеяда Аграрной группы. Мы постоянно с ними общались, веселились. На факультете многие из них выбрали себе невест.
От работы в банке к созданию вкусной франшизы
Я работала со 2-3-го курса параллельно учебе. Начинала с должности продажника в рекламном агентстве. В банки работать пускали только с дипломом экономиста, потому, как только закончила вуз, побежала в Сбер в экономический отдел. Как Фрося Бурлакова: «У вас места есть? А работа есть? Давайте, раз мест нет, а работа есть — буду работу делать». Работая в Сбербанке, мы с клиентами как раз делали финансовые модели и анализировали их кредитные портфели. Когда у финансистов компании ступор – нужно было чисто эмпирически подобрать верный путь. Через какое-то время стало скучно, и я перешла уже на кредитование компаний. Там было самое интересное. Те аналитические знания и навыки, которые у меня сформировались, пригодились. Университет в этом плане систему хорошую привил.
Во время работы в Сбере один из моих клиентов, учредитель «Компании Эскимос» Олег Федченко, меня «забрал» к себе. Пригласил на чашку кофе и предложил создать в Томске премиальную сеть кафе-мороженых. Конечно, я загорелась! Началась работа над продуктом, с рецептурой, с оборудованием, потом над брендингом. Было много придумано названий, и ни одно не подходило. В какой-то момент предложила ему пингвина и связала его с песней «33 коровы». После уже появился бренд, лого, фирменные цвета – и дальше мы пошли развиваться.
Я занималась кредитным портфелем компании. Было очень интересно моделировать финансовые потоки. После того как мы поставили свою сеть, начали заниматься франчайзингом. Именно к этому я пришла впоследствии. Правда, сейчас у меня появилось еще одно направление – упаковка смыслов через анализ контента. Конструирование онлайн-курсов в том числе.
Как ушла в свободное плавание
Наши пути с «пингвинами» разошлись в 2016 году. После моего выхода из компании ко мне начали обращаться за помощью бизнесмены, чтобы масштабировать свой бизнес и создать франчайзинговые структуры. В основном я «сделала» себе имя в Москве, поскольку создание франшиз – это федеральная история, все мероприятия, конференции, выставки проходили в столице. В Томске же была компания «Эскимос» и другой руководитель, потому сотрудники «не выпячивались». Тогда же я перебралась в Москву.
После того как вышла в самостоятельное плавание, мне стало без разницы, какой бизнес автоматизировать. Главное — вникнуть в суть процесса. Сейчас я оформила ИП и работаю с разными видами бизнеса: помогаю заказчикам по франчайзингу, систематизации бизнеса, аудиту и упаковке. Запустить франшизу, если есть уже готовый бизнес, можно за пару лет работы. И постоянно идет работа по процессам внутри компании с командой, потому что управлять франчайзинговой компанией и даже менять что-то без вхождения в производство сложно. Если у тебя нет доступа и полномочий влиять на команду — ты хоть миллион бумаг напиши, все они пойдут в стол, если у руля человек незаинтересованный.
Чтобы удерживаться на таком уровне, необходима крепкая база и постоянное самообразование. Многие говорят: у меня три, четыре образования. А у меня – одно: ТГУ-шное, и миллион курсов, которые нужны, чтобы подтягивать свои «хвосты». Например, сейчас я сама получаю небольшое образование в плане повышения квалификации как педагог-психолог. Это необходимо, ведь я зашла в сферу онлайн-образования: упаковывать курсы, устраивать их архитектуру. Да, нужны знания в педагогике, при этом мне не надо на 4 года нырять в профессию, чтобы дальше выстраивать свой путь.
Я прихожу к тому, что высшее образование нужно, но выбирать его необходимо осознанно. У меня подрастает сын-школьник, и он уже практически близок к решению идти в колледж по интересам, причем при вузе. Хочется пожелать тем, кто выбирает вуз для поступления: не идите, куда конкурс меньше. На выходе мы имеем детей, которые просто сидят на лекциях, лишь бы высидеть. Это пустая трата времени, разрушение самооценки и потеря интереса к любому образованию. Если интересно попробовать какую-то сферу, лучше пойти в колледж и освоить какой-то навык. Там есть множество профессий, которые востребованы в современном мире. А уже когда придет понимание жизненного вектора, можно пойти в вуз.
Интервью записано 03.12.2021