Источник фото: Tomsk.ru; Екатерина Фельзингер
Интересное

«Культивированный бизнесмен»: как юрфак ТГУ помог Екатерине Фельзингер избавиться от хаоса в управлении

14:00 / 23.12.21
9035

Когда-то эта мечта заставила Екатерину Фельзингер прервать семейную династию врачей и поступить на юрфак

Мы в социальных сетях:
Студенческие годы – одна из вех, определяющих жизнь человека, а общность по отношению к вузу – повод для гордости. Где бы ни оказались выпускники Томского госуниверситета, какой бы профессиональный путь не выбрали, Томск для них – alma mater. В третьем сезоне проекта «Выпускники ТГУ» мы собрали истории, как учились и с чего начинали люди, связавшие жизнь с предпринимательством и IT.

«Вы будете строить с нуля новую страну». Когда-то эта мечта, потом реально исполнившаяся, заставила Екатерину Фельзингер прервать семейную династию врачей и поступить на юрфак. Чему учиться в отсутствии стабильности, как с юридическим образованием вернуться в медицину и чем отличается подход юриста в бизнесе — в специальном проекте Томск.ру «Выпускники ТГУ».

Рождение права

1993 год. Нашей новой стране два года. Мама и папа – врачи: мама – дерматовенеролог, папа – психиатр. С работой (и деньгами) тяжело, но я тоже собираюсь идти в медуниверситет…

Другой профессии я даже не рассматривала. Но внезапно попала на проект «Школа молодого лидера» во Дворце пионеров, который возглавлял Владимир Игишев. И в моей жизни появилось еще что-то, кроме медицины. Хорошо помню, как нам говорили: в истории России начинается интереснейший период, все предстоит построить с нуля – экономику, право. И это сделаете вы! В общем, половина из нас пошла на эконом, половина – на юрфак.

Лето перед выпускным классом я работала – мыла полы в пионерском лагере, в сентябре пришла к родителям и сказала: «Я поступила на подготовительные курсы, сама заработала на них». – «Ну отлично, молодец!» — говорят. А я им: «Вы присядьте… Поступаю я не в мед, а на юридический». Удивлению не было предела: «На какой еще юридический? Ты кем собираешься быть? Милиционером?» Но заставить меня быть врачом было невозможно. Но кто бы знал тогда, что я вернусь в медицину!

Юриспруденция в 1990-е была тем еще приключением: год мы учились по одному кодексу (гражданскому, уголовному, административному), а в конце года он менялся кардинально. Слава богу, что тогда у нас был очень сильный преподавательский состав: Хаскельберг, Чернов, Федоров… Многие были практикующими  адвокатами, сопровождали бизнес-процессы. Поняв, в какую мы попали переделку, они нас учили не тому, что написано в кодексе, а как выстраивать правовую позицию, когда нет никаких нормативных актов. Для этого требовалось хорошо понимать основы государства и права.

«Юрист – это не тот, кто прочитал норму права и выучил ее наизусть: нужно понимать все связи, знать, как закон рождался, чтобы понимать его смысл и дух». Но, кстати, на одном предмете – земельном праве – преподаватель все-таки заставил выучить Земельный кодекс от корки до корки».

Немного завидую нынешним студентам – такое колоссальное количество источников информации! Нам же читать было особо нечего — правовые отношения только рождались. И мы действительно участвовали в их создании. Наши курсовые и дипломные работы были реальными научными разработками: мы разбирались в структуре ООО, которые только-только появились, выясняли тонкости договоров купли-продажи (я лично писала дипломную работу по этой теме). Это сейчас просто – зашел в интернет, скачал образец и оформил сделку. А тогда ничего этого не было».

Хорошо учили!

На последнем курсе по жизненным обстоятельствам меня отправили учить французский язык в Швейцарию. Я уехала в ноябре, перед последней сессией, и прожила там семь месяцев. Если бы это случилось в следующем году, я бы, наверное, там и осталась – язык выучила хорошо, сдала официальный экзамен и могла поступать в университет в Швейцарии или Франции. Но! Я же не доделала, я же не закончила! И вернулась в Томск.

Пока доучивалась на юрфаке, устроилась в банк «Томск-Резерв» в отдел кредитных отношений. Деятельность была очень разнообразной – я рассчитывала процентные ставки, проверяла кассовую дисциплину. В какой-то момент решила, что мне не хватает экономических знаний и снова пошла в ТГУ – на эконом. Тогда как раз было модно иметь два диплома.

«Университет учит системности мышления, поиску информации, дает хорошую базу.  То, чему меня учили в конце 1990-х на экономе, потом очень пригодилось мне в бизнесе. Это ведь универсальные знания: какую форму регистрации выбрать, как собрать себестоимость услуги… Имея такую базу, ты можешь руководить чем угодно, работать в любой отрасли – просто дополнительно изучить специфику».

Мне нравилось в банке, думала остаться в этой сфере. Но случайно попала в департамент недвижимости администрации города Томска, в юридический отдел. Тогда его возглавлял Анисим Николаевич Учитель. Первоначально меня приняли в отдел городских лесов. Поскольку попала туда через маминых знакомых, ко мне отнеслись скептически – мол, еще одна блатная! И дали очень сложное задание (ожидая, видимо, что я провалюсь) — написать правовую базу по регулированию городских лесов. Это была прикольная история: городские леса есть, но они ничем не регулируются. Было не понятно, что с ними делать. Но меня же хорошо учили! И я написала.

Из юриспруденции я уходила начальником юридического отдела департамента недвижимости (и потом еще лет пять звали назад – я была неплохим юристом). Очень любила свою работу, но мама пригласила меня в семейный бизнес – клинику «Здоровье», так как подумывала о переезде. Я стала руководить им, когда мама избралась депутатом Госдумы. Было очень сложно. Как я всегда смеюсь, мама – истинный бизнесмен, а я – выращенный. Это культивированная история — юристу очень сложно в бизнесе. Ты знаешь колоссальное количество подводных течений и понимаешь, что ты никогда не сможешь все сделать 100% правильно, а последствия серьезные. Это пугает и сильно тормозит. И тут встречаются две парадигмы – юриста и бизнесмена: тебе нужно идти вперед, но у тебя связаны руки и ноги твоими же собственными знаниями. Живу в этом конфликте до сих пор. И немногие ведут бизнес так, как я веду: я все эти страхи переживаю, погружена в процесс полностью – от тряпок для швабры до выдачи листа нетрудоспособности. Предпочитаю управлять понятным механизмом – это позволяет не жить в хаосе».

«Только вузы дадут области возможность остаться в работоспособном состоянии. Образование – это то, ради чего можно приехать в Томск, это источник благосостояния нашего региона».

Интервью записано 27.10.2021


Университет без границ — интерактивный медиапроект о выпускниках ТГУ. Большие достижения, интересный путь и благодарность к альма-матер: читайте потрясающие истории на сайте проекта.