Источник фото: Святослав Зырянов/Tomsk.ru, tuz-tomsk.ru
Авторские материалы

От метамодернизма ТЮЗа до экспериментов Драмы: театральные итоги года по версии Tomsk.ru

17:32 / 07.01.22
6935

Подводим итоги уходящего года. Начнем с театра

Мы в социальных сетях:

После 2020 года, который практически уложил на лопатки всю театральную жизнь в Томске, 2021-й показал, что она никуда не пропала и, несмотря на все трудности, движется только вперед, экспериментируя, развиваясь и решая возникающие по пути проблемы. Сегодня Tomsk.ru стартует свой небольшой традиционный цикл различных итогов по тем событиям, которые происходили со всеми нами в течение этого года. Как можно понять, сегодня мы поговорим о театральной жизни города в 2021 году. Но обо всем по порядку.

Год экспериментов в Театре драмы

В 2021 году Томская драма вышла если не на новый уровень, то как минимум наметила свой курс на что-то непривычное для своего зрителя. Речь, разумеется, о читках, которые стали проводиться все чаще в рамках именно этого театра. Чем хороши читки? За короткое время авторы могут создать небольшой эскиз, который покажется им  актуальным или попросту интересным. Показать его зрителям, как следует обсудить и понадеяться на то, что рано или поздно он превратится в полноценный спектакль, как то было с «Сережа очень тупой».

В этом году зрители Драмы смогли увидеть две стоящие читки: «Карточки для Э» и «За закрытыми дверями». Первый — это учебник о человеколюбии и взаимопонимании в семье, который подается через тотальную нелюбовь и отсутствие желания слышать и быть услышанным. В ней мальчику, в теле которого все еще находится душа умершего не так давно старика, пытается осознать себя и не сойти с ума под градом проблем разводящихся родителей.

Второй — полноценный экзистенциальный хоррор, в котором сартровский ад воплощается на сцене тремя не самыми приятными, опасными и жалкими людьми. Все они оказались в аду, но вместо пыток с кольями и огнем вынуждены терзать друг друга эмоционально и физически на протяжении примерно вечности. Получится ли хотя бы один спектакль из этого набора читок — пока что вопрос времени и желания театра, но верить в лучшее все-таки стоит.

Год необычных гастролей

В этом году в рамках Больших гастролей прошло сразу несколько появлений театров из других регионов на томских сценах. Наши артисты также успели побывать в Хабаровске и в Каменск-Уральском. В одном случае уезжал ТЮЗ, а в другом — Драма. К сожалению, Tomsk.ru не смог попасть на выступления Хабаровского ТЮЗа, зато провел отличное интервью в рамках проекта «История одной профессии» с режиссером Виталием Федоровым. С ним мы поговорили о важности развития современного театра, о том, как вести себя с цензурой и почему необходимо быть честным на сцене.

Впрочем, несмотря на промах с личным присутствием на спектакле Хабаровского ТЮЗа, нам удалось попасть на постановку Каменск-Уральской драмы на сцене Томского драматического театра. Открывающим спектаклем был громкий всероссийский хит под названием «Человек из Подольска», который представлял из себя самую настоящую комедию абсурда и гипертрофированной оде патриотизма, внушаемую главному герою через психологическое насилие словами и руками доблестных сотрудников полиции. Стоит отметить, что этот спектакль проходил по программе «Пушкинская карта», так что молодых зрителей там было какое-то невероятное количество.

Удачи и промахи Томского ТЮЗа

Один из самых успешных и креативных театров Томска в этом году также не стоял на месте. В первую очередь хочется вспомнить отличные работы, которые были созданы в рамках Лаборатории актуального детского театра. На ней режиссеры вместе с актерами ТЮЗа создали сразу три эскиза детских и подростковых спектаклей, которые показали в один день, подробнее о них можно почитать в нашем разборе.

Также во время Лаборатории было устроено голосование, которое выиграла работа «Книга всех вещей», ставшая полноценным спектаклем ТЮЗа в этом году. Премьера состоялась в конце ноября, сама постановка рассказывала о мальчике по имени Томас, его бесконечно ярком воображении, тирании отца семейства и всепоглощающей любви матери. Постановка, вне сомнения, получилась крайне сильной и достойной, будто бы и не для детей созданной, поэтому пропускать показы в театре точно не рекомендуется.

Однозначным же хитом стала последняя для Томского ТЮЗа работа режиссера Дмитрия Гомзякова «Дальше». В ней Дмитрий решил уйти от привычных даже ему форм, устроив крайне перформативный и уникальный для томской сцены спектакль. Дело в том, что в основу постановки легли реальные переживания, страхи, желания, мечты и мысли артистов. Все это они проговаривают на сцене заново и заново, по новой выписывая информацию о себе. Однако все это лишь очень длинная прелюдия к зрительскому обсуждению, без которого, по словам Дмитрия, смысла от этого спектакля не было бы.

А вот не самым удачным, с нашей точки зрения, оказался спектакль «Не от мира сего», который поставил уже бывший главный режиссер театра Дмитрий Акимов. История оказалась слишком неактуальной, неровной, с большим количеством спорных сценарных и режиссерских решений, не вызывая практически никакого отклика у зрителя. И это несмотря на крайне эффектное закрытие театрального сезона. Впрочем, светлое пятно в этом спектакле все же есть — потрясающая актерская игра Натальи Гитлиц, с которой мы в этом году также успели поговорить в «Истории одной профессии».

Возвращение сообщества актеров «Игроки»

Честно говоря, в какой-то момент подумалось, что сообщество актеров «Игроки» — все. Что настал конец интересного эксперимента по поиску новых театральных форм и сценических пространств. Но нет, ребята вернулись и устроили два ярких выступления. Одно строилось на произведениях Василия Шукшина, что добавило обычному размеренному и выверенному стилю «Игроков» атмосферу шальной и шумной деревни с ее простыми, но такими драматичными обитателями. Второе продолжило эту тенденцию и окунулось в нетипичное произведение Максима Горького, а именно — в «Сказки об Италии», где контролируемого хаоса и неожиданной импровизации стало только больше.

Также в рамках проекта «Культурный тренд» мы провели полноценный разбор творческого пути сообщества актеров «Игроки»: от первых выступлений до сегодняшнего дня.