Источник фото: Tomsk.ru
Истории

«Полностью переходим на иностранный язык»: как Юлия Трунина и ее команда научили тысячи учеников говорить на английском

11:00 / 18.12.21
5790

Интервью с социальным предпринимателем

Мы в социальных сетях:

Серьезно масштабировать свой бизнес, сделать его во многом цифровым и удобным для всех, а также постоянно гибко реагировать на запросы детей и родителей. Все это удалось руководителю Языкового Центра JT Юлии Труниной. Педагог рассказала порталу Tomsk.ru, на чем ее команда делает акцент, как приходится постоянно надстраиваться над школьной программой и с какого момента дети в ее центре начинают общаться на иностранном языке.

— Центру уже восемь лет, что за это время изменилось в вашей работе?

— Центр открылся в 2013 году, сначала был ориентирован на репетиторство. Лично расклеивала объявления на ближайших домах. У нас было три педагога, первые ученики из ближайших школ и три самых маленьких кабинета. Потом стали расширяться. Потом оборудовали центр по программе «Первый шаг», закупили первые компьютеры, интерактивную доску, проектор, все стало по-цифровому.

Средняя продолжительность обучения одного ребенка, по нашим наблюдениям, 10 лет. Придя к нам в первом классе, ребенок ходит к нам до 10-го класса, если он не сдает ЕГЭ. А если готовится к экзамену по английском языку, то мы вместе доходим до самого школьного испытания. В прошлом году ребята показали очень хороший результат, все поступили на бюджет, кто готовился. Сегодня у нас 8 педагогов. Мы учим английскому, испанскому, французскому, немецкому, китайскому и русскому языкам.

В 2020 году мы стали работать над лицензированием, захотели стать Центром дополнительного образования. Для нас это дает систему, мы должны работать по программам. Мы для себя делаем календарно-тематическое планирование. В сентябре уже знаем, какие навыки хотим увидеть у ребенка в июне. Для клиента наша лицензия позволяет подать заявление на налоговый вычет и по окончании обучения получить сертификат о том, что центр дал такой вот курс и каких результатов вы добились.

Как расширяет ваши возможности лицензия?

— Благодаря лицензии мы вошли в реестр социальных предприятий Томской области и получили возможность участвовать в субсидировании по гранту. Грант нам был одобрен, и сейчас мы планируем улучшить качество обучения ребят, когда группа интегрируется (дома и в центре). Это всевозможные цифровые продукты: телевизоры, микрофоны и камеры. Это субсидия по региональной программе поддержки предпринимательства, где мы должны показать, что готовы софинансировать 50% от общей заявленной суммы. На реализацию полгода. Мы займемся техническим оснащением сразу в начале года. Это актуально сделать качественно сейчас, так как период простуд. Ребенок не должен переживать, что он не может прийти. У него будет возможность спокойно подключиться. Со старшими мы уже в более простой форме это опробовали, а для работы с юными школьниками нужно другую технологию внедрять. Тогда ребятам будет достаточно просто телефона, и можно заниматься в любом месте. В WhatSapp приходит ссылка, ребенок на нее нажал и ставит телефон в удобное для себя место. Все, он уже на уроке.

Если говорить про международные экзамены, есть ли сейчас спрос на них?

— Да, спрос есть, и они котируются, несмотря на закрытые границы, ребята постоянно интересуются обучением за рубежом. На осенних каникулах мы с учениками посетили Калининград, где у них была возможность познакомиться с правилами поступления в вузы Польши, Германии и Чехии. Ребята постоянно спрашивают нас о возможности прохождения какого-то краткого курса или о полноценном европейском образовании. Сами международные экзамены можно сдавать с первого класса. Сразу возникает вопрос: а зачем в таком возрасте? Ответ прост: для своего будущего портфолио, тогда ребенок четко видит, как и в каком направлении он двигается. По моим наблюдениям, те, кто сдавал такие экзамены, уже однозначно нацелены постигать следующий уровень. К тому же сертификаты дают дополнительные баллы на различные премии и конкурсы ребятам.

Получается, если ребенок получает сертификат в младшей школе, то он не имеет срока годности?

— Да, он бессрочный, но нужно понимать, что это просто ступень и дальше идет следующая. Есть ребята, которые раньше срока сдают серьезные и взрослые экзамены. И, конечно, для самого ребенка это повод гордиться собой и своими достижениями. Когда появляется возможность говорить с экзаменатором на английском, к нему приходит понимание, что теперь он может спокойно и свободно выражать свои мысли на иностранном языке. Класса с шестого мы целиком переходим на общение только на английском языке.

У вас какая-то своя авторская программа или это какой-то микс из ваших наработок и уже существующих программ?

— Программы мы написали свои, но, конечно, опираясь на уже существующие методики и наработки.

А подтягиваете детей по школьной программе?

— Да, такое тоже практикуем. Здесь мы смотрим на его индивидуальный уровень подготовки, который ему был дан в школе, и выстраиваем учебный план, исходя из этого. Кому-то нужно подтянуть грамматику, а у кого-то проблемы со словарным запасом. Очень здорово, когда с таким запросом приходят летом, потому что трех месяцев вполне хватает для того, чтоб к сентябрю выйти уже с хорошей школьной базой. Но тут ребята могут быстро потерять интерес, потому что быстро достигается цель — подтянуть оценки в школе, а дальше мотивация не достаточна.

Получается, ваша задача — максимально заинтересовать и удержать внимание ребенка на изучении языка?

— Да, можно и так сказать! При условии, что мы никак не пропагандируем, что нужно уезжать из города или страны, потому что мне самой, например, очень комфортно работать здесь. Тем более сейчас у нас есть интернет и границ вообще не существует. У нас занимаются люди из разных городов: Москва, Санкт-Петербург и, конечно же, Томск.

Имеют ли место гаджеты и digital-технологии в вашей работе?

— Цифровизация идет полным ходом, и отговорка: «Я не сделал домашнее задание, потому что забыл его записать» — не сработает! Все домашние задания, равно как и успехи учеников, скидываются в общие группы и диалоги. Ну и, конечно, неоценима роль онлайн-конференций. Холод на улице, занятость родителей или болезнь ребенка все равно дают возможность посетить занятие, хоть и онлайн.

Домашнее задание даете? Выполняют его ученики?

— Обязательно. Всегда выполняют лет до 14, причем с удовольствием. Со старшими мы договариваемся. Я им говорю, что без домашнего задания они лишают себя 50% прогресса.

Как вы подбираете себе команду? Это же надо найти людей, которые будут с вами на одной волне.

— Очень сложно. Я не знаю, как у меня это получилось. В 99% случаев вижу с первого взгляда своего человека. У меня изначально была политика — не искать людей, а брать тех, кто искал, хотел и сам пришел работать. Работа сложная. Ребенок всегда чувствует эмоционально, как настроен учитель. Идет постоянный эмоциональный обмен. Надо постоянно придумывать что-то новое и быть над школьной программой. Как только на школьных уроках начали включать видео, у нас на занятиях к этой форме работы теряется интерес, надо придумывать что-то новое. И над этим надо работать, искать «фишки». Дети хотят научиться разговорному языку, приближенному к жизни. Учебники подобраны по возрасту. Если это подростки, то много внимание уделяется отношениям, для ребятишек – больше про мультики, картинки. У взрослых востребованы темы, как общаться в отеле, аэропорту и т.д. Для тех, кому важна подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, пытаемся найти баланс. Как правило, не возражает вся группа, поэтому один из уроков в неделю можем посвятить такой работе. Грамматика, лексика — это наш скелет, без этого никуда. Придумываем лайфхаки, как учить слова. Малышам карточки раздаем. Устраиваем интерактивы, соревнования, дебаты.

Получается, что все педагоги должны быть еще и чуточку психологами?

— Мы пришли к такому выводу, что педагог должен брать группу того возраста, с которым ему максимально комфортно, кто кого чувствует. Я занималась в основном со старшими. А в этом году взяла первоклашек. И это было лучшее решение. Я вышла из зоны комфорта на первом уроке, а потом пришла в дикий восторг. Это уже другое поколение совсем. Они берут все, и это будет самый высокий уровень. Кстати, оптимальное число в группе у малышей — шесть человек, в старшем возрасте разбиваем группы на четверки. Ребята сами просят три раза в неделю ставить задания. Это совсем другой темп. У нас ребята еще учатся тому, что не нужно бояться ошибиться или сказать что-то неправильно. Ошибаться — нормально! Наша цель — не просто развивать и совершенствовать знания английского языка, а давать ребятам возможность коммуницировать и общаться, чтобы они могли свободно общаться друг с другом. И, конечно, просто здорово, когда они могут делать это на других языках.

Материал подготовлен при поддержке ЦИСС НО «Фонд развития бизнеса»