Привычное разделение на гуманитариев и технарей – не совсем верное: ведь есть области, которые являются симбиозом для этих, казалось бы, полярностей. Яркий пример того — наставник по программированию на Python Илья Гураль. По его собственным словам, изначально довольно углубленный гуманитарий. О том, как программирование помогает развиваться детям и как от японского языка прийти к языку скриптовому – в нашем материале.
Мысль, что обучаться – круто, пришла довольно поздно
Сейчас Илья обучается в ТУСУРе. Однако первая выбранная специальность была далека от технической: факультет регионоведения в ТПУ и изучение там японского и английского языков. Позже студент перевелся на факультет психологии и PR в ТГУ. А уже следом произошла кардинальная смена вектора обучения: IT-направление.
«Это этап взросления такой. Мысль о том, что обучаться – круто, мне пришла довольно поздно, где-то в районе 27 лет. До этого я спустя рукава относился к этому. А после этого момента началось становление меня как личности, я выбрал техническое направление», — рассказал Илья.
Знакомство с программированием Илья начал с Томского техникума информационных технологий. Позже узнал о проекте IT-cube и поехал в Липецк на повышение квалификации. Спустя 2 года, вернувшись в Томск, Илья устроился в Центр цифрового образования и начал обучать там детей программированию на языке Python.
Что такое Python?
Язык программирования Python — это инструмент для создания программ самого разнообразного назначения, при этом осваивать его могут и школьники. С помощью Python можно решать задачи различных типов.
На самом деле ничего общего со змеей этот язык не имеет. Он назван в честь комик-группы из Великобритании «Монти Пайтон», одной из самых влиятельных в мире. Создатель этого языка программирования обожал их, а потому назвал свое творение в честь этих комиков.
Как отметил педагог, любой язык, будь то программирование или лингвистика, относится больше к умениям, чем к знаниям. Он остается в памяти, только пока вы его используете. А как только практика на время приостанавливается, необходимо вновь возвращать навык.
Дети составляют квизы и решают ТЗ от «заказчика»
Изучать Python дети приходят по разным причинам: одни уже «кодили» на другом языке, работали с VR-технологиями, другие хотят создавать игры, третьи пришли на пробное занятие и воодушевились методами и харизмой преподавателя.
«Я обучаю здесь детей второй год, так что базовые навыки они получают прямо на занятии, мы начинаем с абсолютного нуля. Дети приходят с разными знаниями и мотивацией, и моя задача, как педагога, – показать, что это круто. Я понимаю, что не все из них станут программистами, но в нынешний век технологий этот навык лишним не будет», — отметил Илья.
Занятие по программированию строится не совсем так, как привычный урок информатики в школе. Здесь все приближено к жизни и разбавлено интерактивной формой. Сначала дается нескучная теория, а после ребята отрабатывают ее. Илья отмечает: важно давать детям реальные задания, но не перегнуть с серьезностью: особенно сложные задания могут отбить мотивацию у детей.
Ребята, к примеру, создают свои квизы на специальной площадке, а в конце занятия программа сама определяет победителя. Либо выполняют техзадание, как настоящие IT-шники.
«Я пишу ТЗ от якобы сторонней организации. И они должны выполнить. Чаще не совсем понятно, как именно его делать. Я объясняю детям: задания присылают разные клиенты, в них может быть что угодно написано. Ваша задача — выполнить требование» — рассказывает Илья.
Навык не только для программистов
Сейчас Илья ведет группы разной подготовки: есть те ребята, которые нацелены в дальнейшем связать жизнь с IT, а есть те, кому это просто интересно для общего развития.
«У нас дополнительное образование. Да, я даю домашние задания, но стараюсь сделать так, чтобы это не было похоже на школу. Думаю, иногда лучше мотивировать вовлечением, чем жестким контролем», — говорит Илья.
Интересно, что в языках программирования педагог видит соединение технического и гуманитарного начал. Поскольку те же интернет-поисковики, которые предлагают вам слова, также являются частью кода.
«В какой-то момент почему-то решили, что должны быть классы математики, литературы и т.п. А по мне ,все идет вместе, и человек не может развиваться изолированно. Кодинг – это лишь часть, которая помогает разбираться в алгоритмике. Более того, в какой-то момент мы начинаем уходить в русский язык и литературу, работать с морфологией, синтаксисом. Я сторонник того, что дети на занятиях параллельно подтягивают знания школьные: английский язык, например, математику. Когда они могут найти решение задачи с помощью кодинга и понять его, им становится проще», — отметил Илья.