Источник фото: Tomsk.ru
Интересное

Мать робототехники: во что трансформировались уроки технологии и почему они не теряют актуальности?

12:00 / 15.12.21
1970

От дерева к роботам

Мы в социальных сетях:

Когда мы говорим об уроках технологии, воспоминания у мальчиков и у девочек значительно разнятся: у одних — табуретки, лобзики и дерево, у других – самодельные борщи и сшитые фартуки. А между тем в современном допобразовании появляются новые дисциплины, которые, по сути, продолжили школьную «Технологию»: например, робототехникой теперь занимаются дети обоих полов и делают в этом успехи. О том, как конструкторы лего вписались в обучение, об особом подходе к мальчикам и девочкам, также о большой роли родителей в воспитании и поддержке школьников – учитель технологии и робототехники Евгений Родионов.

От дерева к роботам

По словам Евгения, в робототехнику он попал случайно: изначально он был учителем технологии, работал в Лучановской школе, в Доме детского творчества Томского района, где и сейчас ведет занятия по прикладному творчеству, деревообработке. А когда поступило предложение поработать педагогом-робототехником в Богашевской школе, решил попробовать. Там уже была накоплена база разнообразных конструкторов.

«Взял конструктор, сел за парту, открыл интернет, нашел учебник по робототехнике. Оказалось, уже давно в рамках уроков технологии робототехнику вели во многих школах. Сначала пытался по учебнику собрать робота и «залить в него программу» – получилось, он поехал», — вспоминает Евгений.

На основе существующих программ Евгений разработал свою. И сейчас также преподает по ней робототехнику в школе «Интеграция». 

Не умеют работать в команде: как помогает робототехника?

Евгений уверен: технология формирует у ребенка образное мышление, понимание объемов и пространства, умение работать с инструментами и друг с другом в команде. Робототехника отличается в итоговом продукте:

«На классическом уроке технологии мы изготавливаем что-то из сырья, и у нас появляется продукт. А тут мы из готового продукта, конструктора, собираем другой продукт – механизм. И в процессе его создания ребята решают задачи, изучают управление двигателями. Например, сколько нужно сделать оборотов колеса, чтобы робот повернулся на определенное количество градусов, проехал вперед, вытолкнул фишку и опять повернулся», — рассказывает Евгений.

А вот с командной работой у многих современных ребят есть трудности: это педагог наблюдает в классах разного возраста. Все зависит от раскрепощенности ребенка и того опыта в предмете, который у него есть. Интересно, что в робототехнике мальчики и девочки не уступают друг другу. Преподаватель отметил особую усидчивость и самостоятельность девочек в средних классах.

«Девочка может «пыхтеть» и не жаловаться, если не получается. Не подходишь специально: хочет сама дойти до решения. У мальчиков по-другому. Не получается – он сразу: «Помогите!», не будет сидеть и ждать», — отметил педагог.

Интернет на уроках Евгения не под запретом: наоборот, если ребенок смог найти несколько идей и, совместив их, сделать что-то свое, это очень ценно.

Как в «Формуле-1»: в чем главный секрет конструирования?

Момент азарта и соревнования у ребят появляется в средней школе, тогда же они могут разбираться с неполадками, если что-то не получилось. И лучший способ заинтересовать – давать не сухую теорию, а преподносить знания по цепочке: через задачи, которые дети сами захотят решить.

«Дети соберут машинку – она едет. А почему быстрее не едет? Двигатель же мощный!  А у двигателя есть ограничение. Но можно механическим путем увеличить скорость, как в «Формуле-1». Можно поставить мультипликатор – и тут пошла математика, дети начинают конструировать. Именно на этом построены все соревнования. Программа-то по сути может быть одна и та же, максимально простая. Важно, как сконструируешь», — делится Евгений.

Школьные соревнования по конструированию стоит делать насыщенней и интересней, постоянно усложнять задачи и делать более ценными призы, убежден Евгений Родионов. Об этом (и не только) поговорили с педагогом в подкасте.

Главное – любовь к ребенку

Евгений уверен: один из ключевых факторов в развитии ребенка – это поддержка родителей. Один из ярких примеров – его коллега из Богашевской школы, учитель информатики Алексей Андреев. Он помогает Евгению развивать направление робототехники, а также привел на занятия своего сына Артема. Теперь это – один из чемпионов, который выигрывает различные соревнования и даже может собрать робота по фотографии (не по схеме!).

«Я говорю всем родителям: если вы не будете детьми заниматься, помогать им – ничего не получится. Ребенок понимает, что его хотят видеть на пьедестале и поддерживают, это ему важно. Когда детей отдают в школу и говорят: «Нате, воспитывайте», — ты понимаешь, что в семье эти дети существуют сами по себе. Как ученик с тобой разговаривает, так дома говорит с мамой и папой. Командная работа должна начинаться с семьи. И там должны быть чувства, тепло и любовь к ребенку. Тогда все получается», — подытожил Евгений.


Все выпуски проекта здесь