Когда ребенок говорит, что занимается программированием или робототехникой, это уже не удивляет: в каждом регионе развивающие занятия для школьников по разным направлениям проводят все больше учреждений допобразования. Не так давно к ним присоединились «Кванториумы», детские технопарки, в которых подростки могут попробовать себя в различных направлениях: от биологических экспериментов и VR до космических технологий. По сути, это усовершенствованный формат технических кружков в СССР, в которых занимались советские школьники. Однако новый формат имеет свои особенности и способен трансформировать в дальнейшем даже систему высшего технического образования. Поговорили с директором детского технопарка в Томске Полиной Мозгалевой о крутых проектах школьников, работе с родителями и особенностях системы допобразования.
От советских кружков к технопаркам
В Томске детский технопарк возник раньше, чем в других регионах: в 2016 году. А позже, с запуском нацпроекта «Образование» интегрировался в него в 2019 году. Сейчас в рамках нацпроекта регион субсидирует обучение школьников в стационарном технопарке, куплен мобильный комплекс (о нем мы рассказывали в одном из первых выпусков проекта «Точка знаний»). На базе технопарка идет поддержка «Национальной технологической инициативы» по проекту «Успех каждого ребенка».
Как отметила Полина Мозгалева, технопарки формируют такое понятие, как «техническое творчество». По сути, этим занимались кружки при заводах в СССР, которые закрывались вместе с предприятиями. Сама она начинала с нескольких образовательных проектов, включая полигон инновационного мышления, в рамках которого школьникам рассказывали о воплощении своих технических задумок в реальность. А позднее предложила ввести в ТПУ курс «Введение в проектную деятельность».
«Тогда еще не было ни кванториумов, ни IT-кубов, но мы понимали, что это требуется. Можно сказать, что интуитивно жизнь вела меня в «Кванториум» на стыке инженерного и технического моего образования, мышления и тяги к образовательной сфере», — отметила Полина
Вместо двух лет теории им нужны результаты сейчас
Сейчас в системе допобразования произошла настоящая революция: технические кружки по федеральной программе смогли открыться во всех субъектах России. Вместе с кружками начали появляться новые виды соревнований для школьников, и как следствие – азарт и интерес детей и родителей.
Влияет на обучение и пресловутая клиповость мышления современных детей. Руководитель технопарка уверена: речь не о потере концентрации, просто современные школьники живут в более быстром мире, могут быстрее адаптироваться и ждут результатов как можно раньше. Воспитанники новых кружков предъявляют другие требования и к высшему образованию:
«Наши дети начали приходить в университеты и уже с 1-го курса хотят делать проекты. А по классике практика у студентов начинается курса с третьего, и два курса теоретической подготовки без практики становятся невыносимы. Поэтому мы наблюдаем отток умных молодых людей из университетов в свои стартапы либо в компании, которые ждут их даже без диплома», — отметила Полина.
В свою очередь, университеты все чаще уходят от теоретических дипломов к практическим, проектным. Следующая ступень – это компании. В самом технопарке средний возраст сотрудников меньше 30 лет. И как работодатель, Полина Мозгалева отмечает их непохожесть: другую мотивацию и подход к работе.
«Техно-предки»: отвлечь от роли родителя и поставить на место школьника
Помимо работы с детьми, технопарк не забывает и о взрослых. В рамках движения «Техно-предки» с родителями проводят небольшую игру, в которой они могут почувствовать себя кванторианцем (воспитанником технопарка) и понять, как изменилась система допобразования.
«Их мы рассматриваем не в парадигме «тот, кто родил ребенка», а человек, который чем-то увлекается, где-то работает, развивается. Это личность со своими интересами и компетенциями. Мы приглашаем их обязательно без детей, чтобы у родителя переключилась роль. Когда он вернется домой к ребенку – происходит синхронизация, и появляется больше тем для разговора», — отметила Полина.
От классической системы допобразования программы технопарка отличаются и добровольностью: после бесплатной базовой программы длиной в полгода ребенок может решить, продолжать ли обучение в технопарке и какое направление выбрать. К этому времени он уже создает 2-3 учебных проекта, а также наработки на следующие. Помимо прочего, ребенок понимает, хочет он работать в команде или самостоятельно. Перспективы своего развития ребенок видит и благодаря совместным мероприятиям технопарка с вузами и предприятиями.
«Эти дети станут самым экономически активным населением лет через 15-20, тогда они начнут видеть плоды своей работы и учебы. Но это очень долго. Чтобы поддерживать мотивацию, нужны вот такие маяки, за которые они будут цепляться», — отметила Полина.
Цель – формировать общество счастливых людей
Главное, что дают технопарки детям, – это возможность самореализации и приближенность образования к жизни.
«Пусть это громко прозвучит, но наша миссия в том, чтобы формировалось общество счастливых людей. Счастливый человек — тот, кто нашел себя в жизни, понимает, чем ему интересно заниматься, кто видит результаты своей деятельности и получает от этого удовольствие», — отметила Полина.
Технические знания и навыки, полученные в технопарке, – это второстепенный эффект. Не все дети станут инженерами. Главное – софтовая часть. Работа в квантумах построена таким образом, чтобы дети научились работать друг с другом, мечтать, превращать мечты в идеи и проекты, которые кому-то нужны. Кроме того, наставники технопарка учат доводить замысел до результата и оценивать, действительно проект решит ту или иную ли проблему.
«Ребенок, приходя сюда, пробует то, что на пике. Мы стараемся, чтобы оборудование было самое топовое. Мы хотим, чтобы от нас выходил замотивированный человек, который делает осознанный выбор, научился безопасно ошибаться у нас и уже не боится делать ошибки во взрослой жизни, понимает, как переживать неудачи. Комплекс про то, как в финале стать счастливым человеком», — отметила Полина.