В проекте «Точка знаний» мы много говорим о новых площадках и способах обучения детей разных возрастов: от дошколят и до студентов вузов. Однако есть и другая сторона: педагоги. Им также нужно узнавать новое, встраиваться в условия современного мира и встраивать в образовательный процесс те инструменты, которые они до этого не использовали. Одна из организаций, которая им в этом помогает, – Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Найти свой путь и получить помощь наставника
Тьюторы для педагогов появились в Томской области совсем недавно: в августе этого года на базе Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. За это время они разработали более 600 индивидуальных образовательных маршрутов для педагогов, рассказала заведующая центром Юлия Чащина
«В основном мы знаем про индивидуальные образовательные маршруты для школьников, а с педагогами такую работу не проводили», — отметила Юлия
Тьютор – это помощник в обучении каждого конкретного педагога, который остается с ним на связи практически круглые сутки, направляет и помогает спланировать время так, чтобы обучение не мешало основной работе и не перегружало педагога.
Старшим не хватает цифровых технологий, молодым – методики
Профессиональный дефицит – центральное понятие для индивидуального образовательного плана. Это те сферы, в которых педагог чувствует недостаток умений и знаний. Например, как рассказала ректор института Оксана Замятина, педагоги «старой школы» чаще обращаются за цифровыми навыками, а вот молодежь – за методикой.
Кроме того, учителей интересуют нормативно-правовые акты, на которых основывается деятельность педагога и школ. Реже обращаются за пропедевтическими материалами (основы педагогики и психологии, которые будущим учителям дают в вузах). Индивидуальный маршрут помогает повторить забытые вещи и освоить незнакомые, но необходимые.
Как работает тьютор?
Ольга Смирнова – специалист по учебно-методической работе Центра непрерывного повышения профессионального мастерства. Она составляет основную форму сопровождения для педагогов – индивидуальный образовательный маршрут. По сути, это обычный план работы, рассчитанный на 6 месяцев. Составляют план по итогам тестирования, выявив основные профдефициты. Ольга поделилась: диагностика – самая объемная часть работы.
«Все по принципу избыточности: в план максимально включено все, что мы можем предложить педагогу в зависимости от его должности, статуса (молодой, опытный специалист или эксперт)», — отметила Ольга.
Обычно в Институт повышения квалификации педагоги попадают по направлению школ (свои знания и компетенцию они должны подтверждать раз в 3 года). Для каждого учителя, который прошел курс в ТОИПКРО, составляется индивидуальный маршрут, а после тьютор звонит человеку и предлагает пройти его и получить сопровождения (как для педагога, так и для школы это бесплатно).
«К нашему счастью, в большинстве педагоги идут на взаимодействие очень активно и выстраивают маршрут, дополняют его грамотно. Мы учимся чему-то у них тоже, что радует», – отметила Ольга.
Каким должен быть тьютор для учителя?
Как для любого специалиста, к тьюторам есть ряд требований
- Иметь опыт работы в системе образования
Люди, вышедшие из школы, понимают, чем школа живет. При этом осознают, какие цели преследует педагог и какие результаты может получить от прохождения индивидуального плана.
- Быть коммуникабельным и знакомым с цифровыми технологиями
Тьютор находится на связи постоянно и должен быть доступен по разным каналам связи: как в мессенджерах и на почте, так и для личных встреч. Кроме того, нагрузка на одного тьютора составляет порядка 200 педагогов.
- Быть мобильным и гибким, проявлять эмпатию
Тьютор должен уметь найти индивидуальный подход к каждому человеку. Определяться, в каком режиме работать с подопечным и сопровождать его в течение всего обучения.
К 2024 году, согласно плану нацпроекта «Образование», индивидуальный образовательный маршрут должны иметь на руках все педагоги Томской области. Их у нас в регионе больше 8 тысяч.