Источник фото: Дмитрий Лизунов
Интересное

«Небожитель», который стал служить людям: выпускник ТГУ Дмитрий Лизунов о трансформации профессии юриста

19:00 / 08.12.21
6919

Дмитрий Лизунов вообще-то мечтал быть клоуном

Мы в социальных сетях:
Студенческие годы – одна из вех, определяющих жизнь человека, а общность по отношению к вузу – повод для гордости. Где бы ни оказались выпускники Томского госуниверситета, какой бы профессиональный путь ни выбрали, Томск для них – alma mater. В третьем сезоне проекта «Выпускники ТГУ» мы собрали истории, как учились и с чего начинали люди, связавшие жизнь с предпринимательством и IT.

Известный в Томске юрист Дмитрий Лизунов вообще-то мечтал быть клоуном, но родители были непреклонны: «Получи сначала серьезную профессию». А оказалось, что в «серьезной профессии» творчества тоже очень много. Как юристы удовлетворяли «спрос на право», почему именно ученые писали законы и с какого курса «зажигались» студенты юрфака, рассказываем в нашем проекте «Выпускники ТГУ».

В юристы в 90-е шли все… но никто не знал, что это за профессия

Свое обучение профессии я начал в Томском экономико-юридическом институте.  В ТГУ была уже магистратура, и потом я на протяжении всей жизни имел и имею отношение к университету.

Я коренной томич, учился в 29-й гимназии. Выпускался я в 1990-е годы. В то время популярными были профессии юрист или экономист. Потом стали уже нефтяники и айтишники. А вообще, я тогда клоуном быть хотел, но родители были против. Сказали, чтобы окончил юрфак, а потом делал, что хочу. У меня с профориентацией было все плохо, так что послушал их и пошел в юридический.

На юриста в 97-м году поступало очень много людей: по 10 человек на место и больше. Роль сыграл спрос: нашему правовому государству в России всего 30 лет. Сравните: старейшим юридическим фирмам Англии по 200 лет, а у нас всего 25. И как раз в конце ХХ века в России стало легальным предпринимательство, возник запрос на регулирование этой деятельности, и юристы оказались нужны. Однако в 97-м году никто не знал, с чем себя ассоциировать. Еще не было юридических фирм, сериалов, кино о юристах. Соответственно, законы писали те, кто был в научной среде.

Больше практики: подработка и очереди из студентов к розеткам в судах

Я не скажу, что профессия юриста меня увлекла сразу. Меня «зажгло» курса с третьего, когда началась специализация. Я выбрал гражданскую специализацию и изучал все о банкротстве. Именно тогда к нам начали приходить практикующие преподаватели и делиться своим жизненным и профессиональным опытом.

Я был очень деятельным студентом, не теоретиком, но практиком. Работал, начиная со второго курса: напросился к адвокату, который работал с моим отцом, в помощники, чтобы документы перекладывать, ходить за ним по пятам и учить, что это такое. Где-то полгода я не понимал, что они говорят. Потом уже стало интересно, как жизнь сопоставить с законами.

Я не прекращал работать и в магистратуре ТГУ. Мне было легко совмещать. Прогуливал я те пары, которые были не интересны, при этом всегда работал на семинарах, чтобы запомниться. Причем параллельно я учился в другом вузе на лингвиста-переводчика. Потом не выдержал: нагрузка была высокая.

Студенты выполняли в судах черновую работу, знакомились с делами, фотографировали их. У меня был мобильный ксерокс, пачка бумаги, и ездил я с таким чемоданчиком. У нас были очереди к розетке в суде, все сканировали, распечатывали, анализировали, готовили документы, подписывали, везли в налоговую. Это все давало кучу навыков.

Большая часть нашей группы пошла по специальности, многие открыли бизнес, там юридическое образование помогает. Группа была очень дружная. Мы все, кто тусовался вместе, работали параллельно учебе. До сих пор созваниваемся по дружбе, по работе, с кем-то — ежедневно.

«Учиться было непросто. При этом с трудностями были связаны и забавные случаи. Например, преподаватель мог сказать: «Кому нужны тройки на экзамене – давайте зачетки». Мы дружно могли их сложить … Преподаватель открывал окно и выкидывал их со словами: «Нам троечники не нужны». Но это дает закалку, характер и идентификацию в профессии. Сейчас есть такая проблема: образование получить легко, это услуга. А в то время были особые преподаватели, которым ты мог сдавать по 4-5 раз. И это давало тебе некое осознание того, куда ты пришел, ради чего ты трудишься».

Я могу сказать, что мне вуз дал знания, связи, профессию. Сейчас можно из дома получить диплом юриста спокойно. Курсы, заочное обучение, в зуме сдаешь экзамены. Образование стало доступнее, но человек при этом после окончания не чувствует себя специалистом. Поэтому он воспринимает профессию не как служение и род деятельности, а как пробу и способ заработать после. Мне образование далось с трудом: с нас спрашивали жестко, и ты понимал, что получить что-то стоящее и настоящее – тяжело. Придется так или иначе трудиться, учить, разбираться. Это стимулировало. 

Творчество – это про созидание: о работе и открытии бизнеса

Когда я получил диплом, у меня был кратковременный страх. Я осознал себя как квалифицированного специалиста, но при этом ощущения, что я профи, не было. Хотя за плечами был опыт работы. Несмотря на то, что рисовать я не умел, несколько лет я проработал директором Союза художников, где научился навыкам управления. После устроился на муниципальное автотранспортное предприятие, еще спустя время был в других организациях советником, замдиректора по правовым вопросам.

В 2010 году, когда исполнилось 30 лет, я открыл свой бизнес. Во-первых, созрел до своего дела во всех смыслах. А во-вторых, творческое начало, что во мне бурлит, я могу реализовать только здесь. Мы за 11 лет и короткометражный художественный фильм сняли, и книги писали. Справочник издали уникальный: «Как вести бизнес в России» на русском и на китайском языках. Мы даже китайскому консулу показывали эту работу, он был поражен.

Кроме того, мы создали редкую социально-юридическую службу, где помогаем людям в основном бесплатно по любым юридическим вопросам. У нас есть 2 вида клиентов – те, которые вообще не могут платить, там оплата идет по грантам, и те, кто может оплатить услуги сам.  Зачастую простым людям некуда пойти за консультацией: хорошего юридического сервиса на рынке не существует. В Томске мы постарались его создать.  

Если нет созидательного начала в профессии – начинается выгорание. Ради чего ты работаешь? Сначала хочется денег заработать, статус получить – а дальше?

Дать студентам место для практики и площадку для обучения

Как работодателя и участника рынка, меня волнует, как меняется образование студентов юридических факультетов. Проблема в том, что в сфере юридического классического образования в Томске пока не видят местный юридический бизнес в качестве работодателя, они готовят сотрудников для судов и других государственных структур. Также проблемой остается специализация в юридической сфере. Мало специалистов, которые прекрасно разбираются, например, в бракоразводных процессах, и умеют на рынке построить сервис. И во многих других отраслях так же.

Одним из важных проектов для меня стало открытие в 2018 году совместной с ТГУ кафедры корпоративной юридической практики. Там студенты приобретают навыки, которые им пригодятся в работе. Открыли мы ее спонтанно: на одном из совещаний в областной администрации мы встретились с ректором ТГУ Эдуардом Владимировичем Галажинским. Я тогда высказался: инвестиций в городе не будет, так как никто не умеет работать с инвестором, и этому никто не учит. На следующий день Эдуард Владимирович позвал меня к себе, мы поговорили и решили делать кафедру.

Мы одни из первых в России, кто это сделал, таких кафедр — не больше пяти в юридической отрасли. Я стараюсь со студентами создать виртуальную юридическую фирму, разбирать, как считать деньги, заниматься маркетингом, работать с клиентом и решать реальные проблемы.

Отношение к профессии юриста меняется: в 80-х, 90-х юристы был небожителями, а кроме государственной консультации, правовую информацию людям было негде получить. За 30 лет ситуация сильно изменилась. Юрист – это человек, на мой взгляд, который призван служить людям. И эту парадигму тяжело поменять даже в образовании.

Интервью записано 26.10.2021


Университет без границ — интерактивный медиапроект о выпускниках ТГУ. Большие достижения, интересный путь и благодарность к альма-матер: читайте потрясающие истории на сайте проекта.